Молодые и трезвые. Новые поколения отказываются от алкоголя

В последнее время в мире наблюдается рост продаж безалкогольных напитков. Особенно эта тенденция усилилась во время карантина. Среди миллениалов и зуммеров (поколений, родившихся в последние 20 лет прошлого века и после 2000 года) стало модным быть "заинтересованным в трезвости". Станет ли это массовым трендом?

Тина Родригес не выпил ни капли алкоголя с января этого года. На здоровый образ жизни ее "подсадил" новый партнер - персональный тренер по фитнесу.
"Я изменила мою диету и решила продолжать в том же духе", - рассказывает она.
"Не то чтобы я подписалась на вечную трезвость, но когда в середине марта мир стал закрываться на локдаун, мне показалось, что нет смысла начинать пить".
По словам Тины, трезвости способствовало то, что она сидела дома со своим двухлетним сыном: "Мы прекратили выходить и общаться, а пить дома мне не подходит".
В общем потребления алкогольных напитков во время карантина увеличилось, и СМИ писали об этом с тревожными заголовками. Но проявилась и другая тенденция - к трезвости или просто разумному потреблению алкоголя. Такого подхода, как и Тина, придерживаются многие.
26-летняя женщина решила сохранять трезвость даже тогда, когда в начале июля в ее районе вновь открылись бары и рестораны.
"Я просто не чувствую потребности", - объясняет она.
Так больше или меньше стали пить на карантине?
Впрочем, если бы Тина все же снова начала выпивать, она была бы не единственной.
Медицинская власть в Индии, Бразилии, Америки и Европе бьет тревогу: статистика демонстрирует резкий рост продаж алкогольных напитков.
В США после введения карантинных мероприятий в конце апреля онлайн-продажи спиртного выросли в пять раз.
В Британии, где живет Тина, почти 30% людей в ходе опроса признались, что в период локдауна стали пить больше, чем обычно.
Власти ЮАР ввели на время карантина "сухой закон".
Но те же опросы, которые в Британии проводила некоммерческая организация Alcohol Change, показали и противоположную тенденцию. 37% участников заявили, что принимают меры по самоконтролю: или выпивают реже, или вообще воздерживаются от употребления алкоголя.
"Для некоторых людей пандемия убрала факторы, которые раньше мешали им заняться собой, - говорит Джем Тиммонс, алкоголик в прошлом, а ныне - специалист-нарколог из Северной Англии. - Они и раньше пытались, но для определенного типа личностей условия локдауна оказались просто идеальными".
Во главе "антиалкогольной революции" идет молодежь.
Молодые и трезвые
Термин "заинтересованы трезвостью" в 2018 году придумала американская писательница Руби Уоррингтон, автор книги о том, как меняются наши отношения с алкоголем.
Миллениалов - как правило, так называют людей, родившихся в 1981-1996 годах, - принято считать менее "жаждущими" к алкоголю, чем предыдущие поколения. А "поколение Z", которое идет за ними, или "зуммеров", это касается в еще большей степени.
Ученые из Калифорнийского университета с 1976 по 2016 год путем опросов изучали поведение восьми миллионов американских подростков и выяснили, что "зуммеры" гораздо реже пробовали алкоголь до совершеннолетия, чем их предшественники.
"20 лет назад тот, кто вел здоровый образ жизни, выглядел странно. Теперь это круто. Общество стало более сознательным, и оправдывать употребление алкоголя становится все сложнее", - считает специалист по алкогольной индустрии из исследовательской компании Mintel Джонни Форсайт.
"Поколение Z, возможно, самое здоровое в истории. Оно изменит алкогольную индустрию", - добавил он.
Трезвость в соцсетях
После выхода книги Руби Уоррингтон в интернете один за другим стали появляться проповедники трезвости - такие как Келли Фитцджеральд, которая в Инстаграме известна под ником "Трезвая сеньорита".
"Нынешняя пандемия, заставив людей сидеть дома, разрушила привычные модели социального общения, связанные с употреблением спиртного. Я думаю, многие почувствовали себя на распутье и предстали перед вопросом, нормальным ли является их уровень потребления алкоголя", - говорит она.
Ли Менго, который в соцсетях известный под ником "Трезвый парень", отмечает, что его всегда раздражало распространенное мнение "Трезвые люди - скучные люди".
"На это я отвечаю, что человек, который не пьет, может после вечернего выхода в люди поехать домой за рулем своего автомобиля, а не топтаться в очереди за такси вместе с кучей пьяных, которые чуть ли не бросаются драться, когда подъезжает очередная машина".
27-летняя журналистка Милли Гуч, которая в Инстаграме ведет группу "Сообщество трезвых девушек", также отмечает положительный, на ее взгляд, эффект локдауна.
"Пандемия создала определенные проблемы для борьбы за трезвость - например, отсутствие поддержки единомышленников и состояние тревоги, которые толкают людей пить больше, - говорит она. - Но многие участницы нашей группы утверждают, что не пить во время эпидемии стало легче - меньше соблазнов, меньше праздников, меньше давления со стороны людей вокруг».
"Ноло" и "моктель"
Новым словом "Ноло" называют безалкогольные и слабоалкогольные напитки, продажи которых на фоне эпидемии возросли.
Пол Мэтью, британский биолог и по совместительству владелец бара, изобрел безалкогольный аперитив, который продавал барам и ресторанам.
Когда началась пандемия, и заведения закрылись, он начал предлагать свой эксклюзивный товар клиентам напрямую. Вскоре его завалили заказами - продажи выросли более чем в 40 раз.
"Раньше мы сбывали пару сотен бутылок в месяц, а теперь они продаются тысячами. Мы такого не ожидали", - рассказывает он.
Обнародованный в августе доклад аналитической компании Aeresearch / Market Study прогнозирует рост рынка безалкогольного пива в одной только Европе к 6 миллиардам долларов уже до 2024 года.
"Рост обеспокоенности людей своим здоровьем меняет предпочтения относительно напитков", - говорится в докладе.
Конечно, 6 миллиардов - это капля в море по сравнению с мировым рынком алкоголя, который оценивается в триллион долларов в год. Но даже гиганты отрасли проявляют все больший интерес к безалкогольной продукции.
Бренд безалкогольного пива Heineken 0.0 впервые в истории станет главным спонсором Лиги Европы по футболу. Пивные компании традиционно спонсируют главные мировые соревнования.
Исследование, проведенное по заказу производителя рома Bacardi, показало в 2019 году 42-процентный рост количества запросов Google на слово "mocktail" - так называют безалкогольные коктейли.
Сайт "Один год без пива», который пропагандирует здоровый образ жизни и дает советы об избавлении от алкогольных привычек, сообщил о 30-процентном росте постоянных пользователей с марта. Сейчас в сообществе - 70 000 человек из 90 стран.
Сохранится ли тенденция?
Тина Родригес боится тех соблазнов, которые возникнут, когда ее снова позовут на вечеринку, хотя большинство ее друзей во время локдауна или бросили пить или стали пить меньше.
"Надеюсь, мы уже привыкли к здоровому образу жизни", - говорит она.
Так ли это? Останутся ли с нами полезные привычки, когда вернется нормальная жизнь?
Эксперты убеждены, что это зависит не только от силы воли. Мэнди Меннерс, соавтор новой книги "Люби себя трезвой: советы по жизни без алкоголя для занятых мам", возлагает ответственность на индустрию развлечений.
"Очень важно, чтобы в барах и ресторанах обслуживали тех, кто не пьет, - говорит она. - Должен быть выбор, чтобы все могли сидеть за одним столом".
Есть некоторые признаки того, что и другие поколения частично склоняются если не к абсолютной трезвости, то по крайней мере к более сознательному употреблению алкоголя. Большинству постоянных посетителей сайта "Один год без пива» - от 35 до 55 лет, большинству новых членов сообщества - по 40.
Одна из них - Клэр Бут, 56-летняя работница благотворительной организации из Новой Зеландии. Она резко сократила потребление алкоголя в январе этого года, когда появились первые известия о вспышке коронавируса. "Я поставила себе цель подготовиться и оздоровить свой организм", - говорит она.
Новая Зеландия пошла на карантин одной из первых в мире.
За последние полгода Клэр Бут выпивала всего трижды.
"Возможно, потому, что мы - поколение соцсетей, нас больше слышат, - говорит Милли Гуч. - Но и среди старших поколений есть замечательные люди, которые несут свет трезвости своим ровесникам».
По последним данным ВОЗ, человечество делится на тех, кто пьет, и тех, кто нет, примерно поровну. 43% жителей Земли, которым более 15 лет, употребляют алкоголь, 44% ведут трезвый образ жизни. За два последних десятилетия количество тех, кто употребляет алкоголь, сократилось на 5%.
С 2000 по 2016 год употребление спиртного в мире выросло с 5,7 литра в год на человека до 6,4 литра (в пересчете на чистый алкоголь).
Считается, что алкоголизм ежегодно вызывает около трех миллионов преждевременных смертей, примерно в три раза больше, чем количество жертв коронавируса.
Фернандо Дуарте
Источник: BBC World Service

далее
Все, що допомагає вам спати вночі