Библия как компас, пять шекелей и дворец Давида

О чем может рассказать обломок древней колонны и куда Священное Писание может привести любознательного археолога, читайте в новой статье по библейской археологии.

Прошлое и настоящее Израиля встретились на современной монете в пять шекелей. Что это за архитектурный элемент и почему он настолько важен, что отчеканен на аверсе современной израильской монеты?
Возможно, вы знакомы с популярными греческими ионическими колоннами с крутыми завитушками, которые украшают многие здания прошлого и настоящего. Но им предшествует более древний тип колонн, относящихся к раннему стилю классической архитектуры, типичному для Малой Азии и известному как эолийский ордер. Как отмечают ученые, более древний, прото-эолийский ордер, развивался на просторах древней Финикийской империи, которая находилась на севере от Израиля.
*
Но что делает финикийская колонна в Иерусалиме?
Финикия находилась на территории современного Ливана, а в библейские времена была северной частью Ханаана. Свое название она получила от греков. Финикия состояла из автономных городов-государств с мощной экономикой и торговыми связями по всему Средиземноморью. Самые известные из них ― Карфаген, Тир и Сидон.
Вскоре после того, как Давид стал царем Израиля, Хирам, царь Тира, послал к нему мастеров и материалы, чтобы помочь построить дворец:
«И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри.
И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним.
И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья и плотников и каменщиков, и они построили дом Давиду». 2Цар.5:7-11
И именно на этом месте археологи нашли прото-эолийскую колонну! Важно отметить, что Израиль усеян археологическими доказательствами великой цивилизации, которая существовала вокруг Иерусалима в период Первого Храма.
Одним из величайших примеров и доказательств царского величия и художественного мастерства того времени служат эолийские или прото-эолийские колонны. Их характеризует особая капитель — стилизованная верхняя часть колонны. Она сделана весьма искусно и придает колонне устойчивость. Отмечается, что чем роскошнее украшена капитель, тем более престижным было и само здание.
*
Как найти царский дворец? С Библией в руках!
Доктор Эйлат Мазар, которую называют королевой библейской археологии, провела радиоуглеродный анализ датировки оливковых косточек, найденных в здании, где была раскопана прото-еолійську колонна. Таким образом была установлена дата: 1000 г. до н.э., которая приходится на время царствования Давида.
Эти и другие находки с места раскопок привели к знаменитому заявлению археолога о том, что она нашла дворец царя Давида!
Важно отметить, что дед доктора Мазар, известный археолог и профессор Еврейского университета Биньямин Мазар, научил ее, как применять библейский текст в профессии.
Он говорил:
«Смотри снова и снова, поскольку в нем есть описание подлинной исторической реальности».
Доктор Эйлат Мазар поступала согласно этого совета и использовала в своей работе Библию как справочник.
Поэтому особое внимание Эйлат Мазар привлек текст 2Цар.5:17:
«Когда Филистимляне услышали, что Давида помазали на царство над Израилем, то поднялись все Филистимляне искать Давида. И услышал Давид и пошел в крепость».
Этот стих Священного Писания записан в контексте строительства дворца царя Давида. Отсюда же можно заметить, что царь «спустился» из дворца в крепость. Основываясь на этом стихе, доктор Мазар выдвинула гипотезу, что дворец царя Давида находился за пределами укрепленного города, где ранее не работали археологи. Впоследствии, основываясь на библейском свидетельстве, она сделала одно из самых значительных открытий в своей жизни.
*
От колонны — ко дворцу
Этому открытию предшествовала интересная иерусалимская находка 1963 года. Во время раскопок на восточном склоне Города Давидова, над источником Гихон, археолог Кэтлин Кеньон обнаружила огромную прото-эолийскую колонну, разбитую пополам. Она находилась среди обломков и камней, которые упали со здания, возвышающегося на холме.
Эта колонна отличалась изящной резьбой и была лучшим образцом в своем роде в Израиле. Кеньон высоко оценил мастерство, сказав, что дизайн и линии этой капители являются лучшим из всех прото-эолийских капителей в Израиле, а «пропорции достигают идеальной гармонии».
Профессор Игаль Шило, который провел широкомасштабное исследование таких колонн, сказал, что именно эта подверглась особенно хорошей обработке.
В частности, археолог Кеньон нашла небольшую часть массивного общественного сооружения. Она датировала стену на основе керамики, найденной рядом, десятым веком до нашей эры, временами царя Давида и царя Соломона, согласно Библии.
В то время Кеньон думала, что это часть каземата, построенного царем Соломоном. Однако доктор Мазар считала, что это может быть дворец царя Давида.
Когда доктор Мазар поделилась этой мыслью со своим дедушкой, известным израильским археологом Биньямином Мазаром, он был от идеи в восторге.
«Где именно», — спросил он, — «Кеньон нашла груды каменных камней вместе с прото-эолийской колонной? Разве это не рядом с тем местом, о котором ты говоришь?»
И действительно, это было именно там. Прото-эолийская колонна была найдена у подножия юго-восточного края сооружения и явно упала с этого очень впечатляющего здания.
Доктор Мазар писала:
«Это был именно тот вид поражающих останков, которые можно было ожидать от царского дворца 10-го века до н.э.»
По ходу раскопок доктор Мазар все больше и больше открывала каменное здание. И, хотя по ее расчетам, было раскопано лишь 20 процентов дворца, то даже и то, что было раскрыто «явно было продуктом вдохновения, воображения и значительных экономических инвестиций».
В 2012 году в Городе Давидовом доктор Мазар обнаружила фрагмент капители, что еще раз продемонстрировало особое искусство в царском городе Иерусалиме.
Капитель ярко отражает, насколько изысканными были израильские дворцы, а их зодчие ― изобретательны.
Некоторые ученые пытались отвергнуть царей Давида и Соломона и считать их никем иным, как мелкими вождями племен, но эти капители говорят как об их величии, так и о величии их царства.
Прото-эолийская колонна является свидетельством величия и мастерства, которые были употреблены для строительства этого дворца. Доктор Мазар писала, что это была самая красивая и наиболее элегантная прото-еолийськя колонна, когда-либо найденная в Израиле, превосходящая образцы, найденные в Самарии и Мегиддо.
Она писала:
«Представьте себе колонну, которая поддерживала эту капитель. А теперь представьте себе здание, в котором стояли такие колонны».
Хотя некоторые скептически относятся к тому, что Эйлат Мазар нашла именно царский дворец Давида, но соглашаются с тем фактом, что возраст найденного «большого общественного здания» соответствует периоду правления этого царя.
Профессор Тель-Авивского университета Одед Липшиц в своей статье о происхождении и датировке возникновения капителей из Леванта сказал, что эти капители были одними из наиболее впечатляющих в Израиле и Иордании.
Он писал, что «размер капителей, их вес, качество их резьбы и впечатляющий дизайн» свидетельствуют о масштабах и роскоши ворот и дворцов, частью которых они являлись.
Хотя капитель Кэтлин Кеньон является лучшим примером такого рода, она, безусловно, не единственная. В Израиле и Иордании найдено более 35 капителей, 24 из которых относятся к периоду Первого Храма. Большинство из них было найдено в больших каменных сооружениях в таких городах, как Мегиддо, Гацор, Рамат-Рахель и Самария. Каменные сооружения были сделаны из массивного квадратного камня.
Амнон Бен-Тор, профессор археологии Еврейского университета, написал в своей книге «Археология Древнего Израиля», что крупные каменные сооружения ограничиваются главными центрами, и что этот тип строительства «бесспорно является продуктом государственной или царской инициативы».
*
От Давида до Соломона
Стоит отметить, что царь Тира Хирам поставлял строительные материалы не только царю Давиду для строительства его дворца, но и заключил соглашение с его сыном Соломоном на поставку леса для строительства Первого Иерусалимского Храма.
«И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя на место отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь.
И послал также и Соломон к Хираму сказать:
... я намерен построить дом имени Господа Бога моего...
итак прикажи нарубить для меня кедров с Ливана...
Когда услышал Хирам слова Соломона, очень обрадовался и сказал: благословен ныне Господь, Который дал Давиду сына мудрого для управления этим многочисленным народом!
И давал Хирам Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые, вполне по его желанию».
3Цар.5:1-10
В «Оксфордской истории библейского мира» утверждается, что строительство из камня было дороже, чем из других строительных материалов, и применялось в официальных зданиях, таких как дворцы и святыни, места, которые служили региональными царскими городами. Также и Храм Соломона был построен из тесаного камня 3Царств 7.
Как отмечается в книге, прото-эолийская капитель была признаком этого формального стиля архитектуры:
«Высокое качество и однородность этих черт монументальной архитектуры 10 века до н.э. представляют стиль здания, которое, возможно, было спроектировано в объединенной монархии неизвестным царским архитектором».
*
Пальма как левантийский сакральный прообраз
Что касается монеты в пять шекелей, то, как отмечают источники, прототипом ее аверса стала колонна прото-эолийского ордера, найденная на раскопках в районе Мегидо.
Прото-эолийский, или прото-ионический ордер, как его иногда называют, принадлежит к определенному стилю колонн. «Прото» происходит от греческого слова «первобытный» или «первейший». Это означает, что этот стиль колонны, хотя и очень похож на более известные греческие и римские колонны, на самом деле предшествует им, возникая в Израиле с финикийским влиянием.
Эолийский ордер относится к особому архитектурному стилю, который имеет два изогнутых волюта (завитушки) пальметты — мотива, напоминающего веерообразные листья пальмы, поднимающиеся от колонны и раскрывающиеся наружу.
Мотив пальмы присутствует как в израильском, так и в финикийском дизайне.
Кстати, его использовали и для украшения Храма Соломона:
«... и две двери из кипарисового дерева; обе половинки одной двери были подвижные.
И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе». 3 Царств 6:34, 35
*
Библия как компас в израильской археологии
Анализируя историю археологического открытия дворца Давида, обратим внимание на исключительную роль в этом библейском нарративе. Израильский археолог Эйлат Мазар сознательно использовала Библию как один из многих инструментов в своем профессиональном наборе. Она была решительным сторонником роли Библии в израильской археологии.
«Что удивительно в Библии, так это то, что очень часто мы видим, что она очень точная, а иногда и невероятно точная», — говорила она.
И действительно, Библия настолько точная, что археолог использовала один конкретный стих, чтобы найти огромный, но неуловимый дворец царя Давида, построенный более 3000 лет назад.
Когда Давид завоевал город иевусеев около 1000 г. до н.э., он поселился в крепости — иевусейском оплоте на северной стороне города. Согласно 2 Царств 5:9, он начал застраивать территорию вокруг Милло и внутри. Поэтому Давид решил расширить границы города, сначала сосредоточившись на царском дворце:
«И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри».
Ближе к концу строительства Давыдова дворца напали филистимляне. И поскольку новый дворец, возможно, был недостаточно укреплен, чтобы противостоять нападению врагов, в стихе 17 говорится, что Давид спустился к цитадели, чтобы забаррикадироваться в городских стенах, пока конфликт не закончится.
«Когда Филистимляне услышали, что Давида помазали на царство над Израилем, то поднялись все Филистимляне искать Давида. И услышал Давид и пошел в крепость».
2Цар.5:17
Это, как предположила доктор Мазар, указывает на то, что новый дворец Давида стоял выше иевусейской крепости.
Ее предположение поначалу может показаться странным — зачем Давиду строить царскую резиденцию за укрепленными стенами Иерусалима? Потому что в маленьком огороженном городе не было места, отвечает Мазар. В обычные времена дворец не нуждался в защите, а когда нависла угроза, Давид и его окружение могли быстро «спуститься», как говорит Библия, к городской крепости в нескольких футах к югу.
«Из топографии города Давидова видно, что Давид мог спуститься в цитадель только с севера, поскольку город со всех сторон окружен глубокими долинами. Следовательно, крепость иевусеев располагалась на самой высокой точке города Давидова, то есть в ее самой северной части. Отсюда крепость не только управляла бы всеми районами города, но и обеспечивала оборону города с его единственной уязвимой стороны — севера, не имевшей естественной обороны. Если это было на самом деле так, можно сделать вывод, что после завоевания города Давидова дворец был построен к северу от этой цитадели (Давид спустился в крепость) и за пределами северных укреплений города», ― отметила ученая.
По словам Эйлат Мазар, хотя Кеньон, скорее всего, правильно датировала остатки монументального сооружения, она никогда не рассматривала возможность того, что царь Давид построил свой дворец за пределами укрепленного города. Поэтому ей и в голову не пришло, что это сооружение могло принадлежать дворцу Давида.
Доктор Мазар опубликовала свою теорию в статье «Розкопайте дворец царя Давида» в Biblical Archaeology Review в январе 1997 года. На изображении древнего города Давидова она нарисовала стрелку с надписью «Он там», что указывает на северный край города.
Она написала:
«Внимательное изучение библейского текста в сочетании со временем незамеченными результатами современных археологических раскопок в Иерусалиме позволяют нам, по моему мнению, определить место расположения дворца царя Давида. Если некоторые считают, что гипотеза, которую я выдвигаю в этой статье, слишком спекулятивна, то мой ответ будет следующим: проверим ее так, как археологи всегда пытаются проверить свои теории — путем раскопок».
Через десять лет раскопки сделали именно это. В 2005 году, прямо под поверхностью в самой северной части города Давидова, она нашла царский дворец.
«Библейский рассказ, как я утверждаю, лучше объясняет археологию, чем любая другая выдвинутая гипотеза. В самом деле, археологические остатки идеально соответствуют библейскому описанию, которое говорит нам, что Давид спустился оттуда в цитадель. Поэтому вам решать, нашли ли мы дворец царя Давида, или нет», ― отмечает ученая.
*
«Раскапывать древнюю землю Израиля, не читая и не изучая библейский источник, — это бессмыслица»
Естественно, что в научном мире доктор Мазар имела недоброжелателей, которые дискредитировали ее работу из-за того, что она серьёзно опирается на Библию. Они клеймили ученую как «фундаменталистку с очевидной предвзятостью».
Доктор же Мазар, наоборот, использовала научный подход: ее выводы твердо основаны на надежном археологическом методе.
«Каждый может наблюдать, как мы работаем, а затем ― как мы обрабатываем находки. Мы заботимся о том, чтобы все можно было наблюдать и критиковать. Тогда никто не сможет обвинить нас в том, что мы делаем работу не самым лучшим образом», ― говорила она.
После завершения раскопок, изучения артефактов и стратиграфии археолог имеет право предложить наилучший возможный вывод к тому, что было раскопано, чтобы объективно решить, подтвердилась ли гипотеза. В случае с дворцом царя Давида — несомненно, да! Широко признано датирование сооружения 11-10 веком до нашей эры, его расположение и огромные размеры свидетельствуют о том, что дворец царя Давида является наиболее логичным и научным идентификатором «большой каменной постройки».
Вопреки тому, что могут сказать критики, найти то, что вы ищете, на самом деле хорошая наука. Но для проведения наилучших исследований перед раскопками требуется большая способность использовать все имеющиеся в вашем распоряжении источники.
По мнению доктора Мазар, это исследование требовало использования библейского текста.
«Я работаю с Библией в одной руке, а орудием раскопок — в другой, — говорила она. — Библия является важнейшим историческим источником, и поэтому заслуживает особого внимания».
Поэтому благодаря Писанию, ее выдающиеся археологические находки в древнем Городе Давида, кроме дворца царя Давида, включают части стен царя Соломона и глиняные печати, которые принадлежат царю Езекии и, возможно, пророку Исаии, 50 золотых монет и большой золотой медальон с символом храмовой меноры, а также ряд других драгоценных находок.
«Археология не может стоять сама по себе как строго технический метод, ― рассказала она. — На самом деле она довольно примитивна без поддержки письменных документов. Раскапывать древнюю землю Израиля, а не читать и не познавать библейский источник — это бессмыслица. Я не вижу, как это может работать. Это равносильно раскопкам на классическом месте [античного мира] с игнорированием греческих и латинских источников. Это невозможно».
Для доктора Мазар с ее раскопками и выводами вся ее академическая репутация находилась на грани. Однако, она твердо придерживалась исторического применения Библии. Несмотря на то, что для многих современников она стала символом библейской археологии, доктор Эйлат Мазар ― не первая, кто так высоко уважает Библию.
По словам очевидцев, ученая никогда не откладывала свою Библию с огромными закладками и знала библейские стихи наизусть.
«Нет ничего нового в том, чтобы читать Библию, чтобы увидеть, сколько реальности можно почувствовать. Это целая школа, которая началась с Робинсона, а впоследствии — с Олбрайт, последователем и учеником которой считал себя мой дедушка», ― рассказывает она.
«Мой дедушка» — это покойный профессор доктор Биньямин Мазар, ведущий израильский археолог. Он наиболее известен своими масштабными раскопками в юго-западном углу Храмовой горы, которые охватили конец 1960-х и 1970-е годы.
Он также был президентом Еврейского университета с 1953 по 1961 год. Именно его увлечение археологией и Библией захватило воображение молодой девушки, по имени Эйлат, которая любила посещать его раскопки.
Она вспоминала, что много раз в детстве сидела перед дедом, когда он проводил у себя дома семинары для ученых:
«Он делился своим энтузиазмом со всем академическим миром и с нами, детьми».
«Одной из многих вещей, которым я научилась от своего деда, было то, как относиться к библейскому тексту: проверяйте его снова и снова, поскольку в нем есть описания подлинной исторической реальности. Нелегко различить слои текстовых источников, которые накапливались друг на друга в течение поколений; у нас не всегда есть инструменты для этого. Но понятно, что в библейском тексте скрыты зернышки подробной исторической правды», ― написала Мазар.
Эта подготовка хорошо послужила Эйлат Мазар. Так же и глубокое понимание профессором Мазар того факта, что Библию следует использовать как исторический источник для истории Израиля. И именно они вместе сначала обсудили идею о том, что дворец царя Давида был расположен именно там, где его позже нашли!
Еще с начала 1800-х годов многие из научного сообщества пытался опозорить подлинность библейского текста. В отличие от любой другой религиозной книги, Бог Библии на самом деле утверждает, что является не просто случайным наблюдателем истории человечества, но и действующим Лицом истории. Итак, разрушая историческую основу Библии, люди строят свою веру на зыбкой почве.
К счастью, еще есть такие, как доктор Эйлат Мазар, которые желают применять настоящую науку и признавать Библию историческим источником.
Если бы только было больше таких людей, то кто знает, что еще можно было бы найти?
Использованные материалы:
1. Look familiar? Past and present merge again! City of David Ancient Jerusalem. Режим доступа
2. Proto-Aeolic Capital Points to King David’s Palace. Eleanor Clarke. June 21, 2020. Режим доступа
3. Using the Bible as Her Guide. Brent Nagtegaal. January 4, 2011. Режим доступа
4. Digging up biblical dynamite. Steven Erlange. Aug 06, 2005. Режим доступа
5. Did I Find King David’s Palace? Eilat Mazar. June 07, 2020. Режим доступа
6. Remembering Eilat Mazar, the archaeologist of Jerusalem. Etgar Lefkovits. May 27, 2021. Режим доступа
Александра Обревко
Фото и иллюстрации Abir Sultan/FLASH90, Yonit Schiller, COD Archive, raritetus.ru, NY Times, Garo Nalbandian, Lloyd Townsend, Israel Antiquities Authority, wikimedia.org
По материалам Громада «Бейт Шалом» информация взята из «Біблія як компас, п'ять шекелів та палац Давида»

далее
Ян Янович Соколовський. Бог і музика в одному житті