Сироты в семьях. Усыновление детей

Посмотреть видео

Сироты в семьях. 80 000 украинских детей в интернатах. Лишь 8% из них имеют статус сироты. Почти каждый пятый воспитанник интернатов имеет инвалидность. Что происходит с детьми, которых из интерната приняли в семью? Как они и приемные родители или воспитатели привыкают друг к другу? Мы уже рассказывали об усыновлении и патронате. Сейчас расскажем об опекунстве и приемных родителях.
Катя живет с опекунами 9 лет. Ей 14. Подростковый возраст сказывается. Хочется кроссовок и айфона, внимания друзей, улыбок и побед. У нее приобретенная глухота. И составлена часть нормативов на звание кандидата в мастера спорта по легкой атлетике. Во дворе не гуляет, потому что украинские дети не понимают ее. Спрашивают, на каком языке Катя разговаривает. "Финским!", - саркастически отвечает папа-опекун. И говорит, что на отдыхе в Турции такого не было. В их гостинице жили преимущественно итальянцы. Европейские дети не просто нормально воспринимали Катю - она была лидером в их компании.
Игорь Нечаев, опекун: "Во дворе дети очень жестоки, и к сожалению, обычные дети ее не принимают, но у нее много друзей среди слабослышащих, друзья в школе, друзья по спорту в секции легкой атлетики."
Катя учится в специализированной школе для слабослышащих. Занималась по специальной программе, но недавно ряд общественных организаций заявили, что это нарушение прав учащихся, и теперь школа перешла на общеобразовательную программу, которая этим детям не по силам. Преподают украинской жестовой речью. Катя знает только жестовый русский. Привыкать очень сложно. Следовательно, опекуны делают ставку на спорт и рисование. Папа-опекун является ее вторым тренером.
Елена Нечаева, жена опекуна: «Надеемся, что она достигнет определенного уровня и потом, наверное, будет тренером среди слабослышащих. Тренер Кати Света - слабослышащая. Она добивалась очень больших результатов, побеждала. Ее ученики тоже на международном уровне достигают высот. Надеемся, что именно такое будущее ждет Катю. Оценки у нас: физкультура - 12, по другим предметам всё не 12. Возможно, это связано с гипоксией, когда ее родители родные в 2,5 года напоили водкой и 3 дня боролись за ее жизнь врачи. Это повлияло на ее мозг - память короткая."
Эта семья сначала готовилась к усыновлению, но потом перешла на статус опекунов, чтобы сирота получила льготы, в частности при поступлении в вуз.
Виталий Нещеретный, директор Харьковского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Московского района Харькова: "За ребенком сохраняется статус ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, сохраняется имя и отчество, имеет право на проживание в семье опекуна или попечителя, на лечение с его стороны, на сохранение права пользования жильем, в котором он проживал до установления опеки или попечительства. В случае отсутствия жилья такой ребенок имеет право на его получение в соответствии с законом.
Оксана Радич, начальница отдела организационно-правовой работы Харьковского областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи: "Семейная опека - это когда ребенок получает статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки. Он имеет возможность быть устроен под опеку или попечение в семью, которая является родственниками, были родственниками или его родителей или вообще его семьи. Также опека от попечительства отличается тем, что опека устанавливается от 1 года до 14 лет, а попечительство с 14 до 18 лет."
Когда Катю забрали из интерната в шестилетнем возрасте, она не разговаривала. Специалисты с ней раньше не работали.
Елена Нечаева, жена опекуна: «Эти дети проходят такой период адаптации, когда они начинают думать, что они маленькие, они просят носит их на руках, они ходят в туалет в трусы, ночной энурез. Она воровала какой-то период времени, врала. У нее воспоминание детства, ее родители... она очень любит праздник Пасху, потому что она ходила по кладбищу и что люди клали поминать, она ела. Для нее это праздник. Даже сейчас когда мы убираем могилы наших родственников, она говорит: "Давайте возьмем". Для нее это обычное дело. Потом проходило время, она поняла, что плохо врать, красть, что мы хотим доверять, мы хотим, чтоб она стала своей, стала частью, не боятся, ничего не прятать. У Кати до сих пор еще осталось жить по принципу "я хочу". Я хочу, мне нравится. 5 апельсинов, съела 4, в квартире больше людей... мне хотелось, мне вкусно."
Не все родственники опекунов с пониманием отнеслись к их поступку. Игорь и Елена подчеркивают, что важно пройти обучение и иметь знакомых, которые тоже взяли детей или хотя бы одобряют такое решение.
Оксана Радич, начальница отдела организационно-правовой работы Харьковского областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи: "Если мы говорим уже о следующих формы устройства, то опять-таки существуют приемные семьи, приемные семьи, детские дома семейного типа. Приемные семьи отличаются от детдома семейного типа именно тем, что семья может воспитывать одновременно от 1 до 4 детей. Если мы говорим о детдоме семейного типа, это не менее 5 детей до 10 детей. В том числе биологические дети именно этих родителей-воспитателей."
Виктория стала приемной мамой зимой этого года. У нее двое своих, старших от приемной дочери, мальчиков. Мужчина работает юристом и обеспечивает семью.
Виктория Казарова, приемная мама: "Мы ее очень сильно любим баловать. И мы ходим практически везде и всюду. Ребенок знает, что такое пицца "Четыре сыра". У нас она вообще ни в чем не нуждается. Спасибо нашему папе, что он работает и дает возможность мне сидеть дома и смотреть за детьми."
В анкете Тани значилось "неконтактный часто плачущий ребенок с аутичным спектром". А также с алкогольным синдромом, потому что ее биологическая мать выпивала во время беременности. Викторию сейчас больше беспокоит подозрение на порок сердца у Танюши. Виктория говорит, что муж воспринял идею стать приемным отцом положительно. Другим родственникам сделали сюрприз.
Виктория Казарова, приемная мама: "Говорит, "ты справишься? Я же все время на работе, это же все время ты будешь с ними ". Я говорю, "да, я справлюсь". Я как бы была в себе уверена. Родственники тоже, это по матери - самая любимая внучка у всех и всюду. Все нас поддержали, всё хорошо восприняли. Изначально мы им не говорили. Они познакомились с Танюшкой, уже когда она у нас появилась."
Государство выделяет на ребенка 2,5 прожиточных минимума плюс процент начисляют приемной маме. Итого получается 2000 грн. К тому же до 18 лет ребенок должен получать 1600 грн ежемесячно как сирота.
Танюше 4 года. Она не разговаривает, не просится в туалет. Даже простые бытовые действия пока происходят довольно непросто. Приходится кормить с ложки, купать самостоятельно, успокоить плач, собственноручно чистя зубы. Виктория считает, что ее дети играют важную роль в адаптации приемной дочери. Мальчики взяли над ней шефство.
Виктория Казарова, приемная мама: "Когда она нам первый раз улыбнулась, у нас была такая радость, даже больше чем когда наши дети первый раз пошли. Я помню себя, когда пошел - хлопали. А когда Таня улыбнулась - смотри, Таня улыбается. Мы схватили телефоны и начали ее фотографировать. Мало ли, может, сегодня она улыбнулась, а завтра не будет... а потом мы поняли, что она и завтра улыбается, и послезавтра. Нужно просто не боятся. На самом деле дети - это большое чудо, большое счастье. Надо не боятся, идти пробовать и не слушать, что вам говорят. Мне говорили, фетальный алкогольный синдром. все страшно, все плохо. Да, страшно, но не плохо. Очень радостно, нежно, приятно, мило. И много замечательных слов можно к Танюшка подобрать."
Для многих людей путь к такому самопожертвованию начинается с наставничества. Такая несемейная форма отношений с сиротой помогает и взрослому привыкнуть к новой роли.
Елена Эль-Наче, исполнительная директор благотворительного фонда "Будущность и надежда»: «Наставничество не противоречит семейным формам воспитания. Важно, чтоб эта пара, ребёнок и взрослый - сохранилась как можно дольше. Наставник подписывает договор на год, а моя надежда, желание, чтоб эта пара взаимодействовала как можно дольше. Несмотря на то, куда ребенок будет перемещён дальше, может быть, он будет возвращен в биологическую семью, но всё равно наставник будет рядом." Такая форма социализации воспитанников интернатов приобретает популярность и учитывает интересы ребенка.
Татьяна Леонова, заместитель директора центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Московского района Харькова: "Договор заключается между тремя сторонами - это наставник, организация (где проживает ребенок) и сам ребёнок. То есть, ребёнок тоже имеет право выбрать себе наставника для того, чтоб эта деятельность была более продуктивной, чтобы не просто ребёнку поставили человека, которого он не знает."
Следовательно, формы поддержки сирот отличаются не столь принципиально. Главное - желание помочь маленькому человеку, который стала жертвой взрослых ошибок.
Игорь Нечаев, опекун: "Мне были знаки свыше. Я бегал, наверное, год или полтора от этого решения. Не хотел. Когда все-таки решение было принято, то я уже понимал, что обратно дороги нет. Знаете, это как когда ты уже с парашютом прыгнул с самолета... Но я понимал, что нужно идти и идти до конца и воспитать достойного члена общества."
Максим Балаклицкий, Богдан Нсенгимана, Александр Федоров, Харьков, "Вісті надії"

далее
Доброта й співчуття – це найпотужніші у моїй практиці засоби вирішення проблем