Как протестантам реагировать на изменения в обществе?

Константин Тетерятников, координатор инициативы «Семья как миссия», христианская организация «Миссия Евразия»

Какие существуют результаты общественной и социальной деятельности украинских протестантов в 2020 — 2021 годах (Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций, Совет Евангельских Протестантских Церквей Украины, общественные организации, общественные движения; благотворительность, образование)?
Если мы говорим о результатах деятельности за эти два года, то прежде всего хотелось бы сказать, что деятельность можно рассматривать как в количественном, так и в качественном приоритете.
Если говорить о количественном приоритете, то в какой единице мы будем считать: мы помогли в килограммах, литрах, часах, финансах?..
В качественном плане мы говорим о тех изменениях, которые происходят в тех или иных людях, обществе, городе. Здесь еще труднее делать социологический срез, труднее видеть фундаментальные изменения, к которым мы стремимся.
Например, церковь помогла гуманитарной помощью, обеспечила 200 семей зимней одеждой. Но никто из них не принял крещение ни через год, ни через два. И мы можем сказать, что в качественном плане изменений нет, но в количественном плане изменения есть. Потому что мы видим как помогли. И церкви могут говорить сейчас о количественных результатах, могут посчитать, сколько они помогли.
Но большинство церквей не делятся этими результатами. Да, в церквях существуют ежегодные отчеты внутрицерковного характера относительно того, сколько собрано средств, кому и какая помощь была оказана, но мало кто будет делиться этим публично, чтобы все знали, что такая-то организация помогла столько-то.
Я вижу, что много церквей помогают, верующие объединяются в различные общественные и благотворительные организации, фонды, регистрируются, имеют юридические адреса, сотрудничают с государственными органами власти, социальными отделами и таким образом влияют на общество. Но трудно посчитать в общем плане, потому что не все обладают такой практикой — рассказывать о своей деятельности. Они скорее буквально воспринимают слова Иисуса Христа, чтобы правая рука не знала сколько помогла левая.
Какой является конфессиональная динамика украинских протестантов за это время: прирост-потеря членства, активность в служении, развитие церковной инфраструктуры?
В общем, я бы сказал, что какие-то потери компенсируются ростом в другой сфере.
Карантинные ограничения привели к тому, что церковь перешла в медийную сферу. Большинство церквей, — особенно церкви в городах, — начали транслировать свои служения и проповеди, богослужения появились на YouTube каналах. Мы можем видеть, кто в этом растет, а у кого показатели не такие уж и большие. Но все же церкви смогли пройти эту черту, пройти процесс диджитализации. Потому что они стали вкладывать не только в микрофоны, для того, чтобы лучше было слышать во время богослужения, но и в оргтехнику, чтобы транслировать сказанное в Интернет сети. В этом заметный рост.
Понятно, что за эти полтора года карантинных ограничений многие люди не вернутся в церковь, не появятся на офлайн богослужении. Один из пасторов предположил, что где-то 15 — 20 процентов людей останутся в онлайн, то есть, они перестанут быть активными прихожанами своих общин или церквей. И в этом есть некоторый минус, но плюс в том, что церковь может приспособиться к разным людям.
Кому-то лучше слушать проповедь онлайн, а кому-то вживую. Здесь главный вопрос, насколько проповедь меняет мировоззрение людей, а не сколько ее прослушали. Некоторые думают, если слушать вживую, то это качественнее, но в онлайн можно прослушивать несколько раз, если что-то не понял, не так слушал. Вживую можешь послушать только один раз. Здесь есть свои положительные моменты, а есть и отрицательные. Все компенсируется. Вызовы — потому они и являются вызовами, что влияют с разных сторон.
Какие вызовы деятельности украинских протестантов создала пандемия коронавируса и другие факторы?
Первый вызов — как проводить онлайн служение, когда двери в церковь закрыты.
Второй вызов — как сотрудничать с органами власти, как реагировать на ограничения. Это же вызов, понять, что ограничения связаны с карантином, а не с тем, что власть не хочет, чтобы люди ходили в церковь. А ведь некоторые так и среагировали, сказав, что это новый уровень гонений. Мы же можем констатировать, что никаких гонений не было, — только просьба, чтобы уберечь свое здоровье. Но не все так поняли. Это тоже вызов: как реагировать на изменения в обществе?
Третий вызов — это эсхатологическое понимание действительности. Люди начали видеть через пандемию начало апокалипсиса и говорить, что начался конец света. Пандемия, карантин, вакцинация, кто-то понимает, что вакцинация — это вариант печати, о которой мы читаем в книге Откровение. Но в церкви лидерам, пасторам, руководителям союзов, братств приходится объяснять, что означает то, а что означает другое. И в этом вызов.
Если мы говорим в эпическом плане о какой-то проблеме, то это — одно, а когда у тебя появилась проблема, на которую нужно отвечать? Это тоже вызов, — говорить о каких-то проблемах так, как раньше не говорили.
Мы можем видеть вызов в необходимости переосмысления различных мероприятий и форматов из тех, которые были раньше. Раньше были разные события, мероприятия на самые разные темы. Их было очень много. А карантин все ограничил. И появился вопрос после карантина, — нужно ли проводить то или иное событие? И многие начали по другому смотреть на все эти события, насколько они необходимы и рациональны.
Сейчас люди стали более умеренными. Если то или иное событие происходит каждый год, то понятно, что его будут проводить каждый год. И когда кто-то спрашивает: «А зачем? Может необходимо что-то изменить в этом формате?..»
И никто не решается на это.
А пандемия в этом плане помогла переосмыслить, возможно от чего-то отказаться, в чем-то что-то делать по другому. Это тоже такой необходимый вызов в переосмыслении тех или иных действий.
Подготовил Максим Балаклицкий
#тижденьподяки2021

далее
Як відділ сімейного служіння перейшов на онлайн-формат під час карантину