На этой неделе мир отмечает Международный день людей с инвалидностью. В мире почти 466 000 000 человек потеряли слух. Эта цифра с каждым годом только растет. По данным World Health Organization в Украине людей с нарушениями слуха около 2.1 миллиона. К сожалению, показатель людей, которые не слышат значительно превышает людей, которые знают и понимают жестовый язык, а это всего 400 000 украинцев. Это проблема не только Украины, но и мира. Далее история обычных школьников, решивших изменить такую печальную статистику и принялись изучать жестовый язык.
Мария и Вера, ученицы Ирпенского академического лицея: "Привет, мы из команды« Варяги», наш проект «Украина говорит жестами»."Язык жестов. «Украина говорит жестами» - это не просто локальный школьный проект учеников лицея. Эту инициативу направлено на улучшение инклюзивного образовательного пространства и популяризацию языка жестов. Ученики Ирпенского академического лицея Национального университета биоресурсов и природопользования Украины в течение года работали в рамках всеукраинского конкурса «Відкривай Україну». По условиям конкурса школьники самостоятельно работали над собственными идеями. По результатам образовательных соревнований проект «Украина говорит жестами» признан лучшим среди 650 других команд.Вера Магдалинчук, капитан команды «Варяги» Ирпенского академического лицея: "Сначала мы работали над другой темой. Это была тема экологии. Но в ходе опроса в нашем городе мы столкнулись с проблемой коммуникации с людьми с нарушениями слуха. Правильно коммуницировать с ними и понять их. Поэтому это заинтересовало нас, особенно меня, ведь это моя жизненная ситуация в моей семье. В моей семье есть дедушка, который, к сожалению, имеет проблемы со слухом. И в нашей семье никто не знал жестовый язык, поэтому никто не мог с ним общаться и он был изолирован, даже в своей семье, не говоря уже о социуме и государстве в целом."Лицеисты, которые участвовали в конкурсе, сначала сами начали изучать язык жестов, а позже приобщили к интерактиву своих друзей и учителей. Недавно активные ребята попытались провести занятия за пределами учебного заведения. В одной из частных школ они показали основы дактильной азбуки, в которой каждому жесту одной руки соответствует буква украинского языка. Но это лишь часть деятельности неравнодушных старшеклассников.Вера Магдалинчук, капитан команды «Варяги» Ирпенского академического лицея: "Мы сотрудничали с очень многими людьми. Начиная от временно исполняющего обязанности министра образования и науки Украины. Также мы обращались к украинским звездам, чтобы они помогли развиваться нашей команде. Также мы общались с людьми, которые знают жестовый язык, так как наша команда изучает жестовый язык, нам надо иметь материалы, над которыми нужно работать и учить самым жестовый язык, чтобы это было корректно и все правильно."Количество людей, которые знают язык жестов, катастрофически меньше числа лиц с недостатками слуха. Инициатив по изучению языка жестов мало, а молодежь часто боится изучать жестовый язык, потому что это кажется сложным делом. Лицеисты считают, что успех их проекта во многом зависит от того, насколько интересно будет преподнесен материал.Мария Шуменкова, спикер проекта «Украина говорит жестами»: «Мы планируем использовать, опять же, информационные ресурсы, которые популярны именно среди молодежи. Среди которых Телеграмм, Тик-ток, позже у нас появится Инстаграм, и еще возможно Фейсбук. Сейчас у нас уже создано телеграмм-бота, который может облегчить задачу изучения жестового языка. Сейчас 70% подростков сидят именно в Телеграмме, пользуются ресурсами Телеграмма, поэтому мы решили развиваться именно на этой платформе сейчас."Лариса Снигирь, заместитель директора по воспитательной работе Ирпенского академического лицея: "Дети выбрали довольно таки проект современный, который нужен в обществе - «Украина говорит жестами», потому что на сегодняшний день в обществе очень много людей с недостатками, которым нужна помощь. На сегодняшний день инклюзия занимает первое место в мире и учебные заведения имеют у себя таких детей, и дети эти приходят для того, чтобы социализироваться в классе, в обществе".Эксперты считают, что участие молодежи в социальных проектах крайне важна. Ведь такая деятельность развивает у молодого поколения кризисное реагирование, навыки кризисного менеджмента и возможности решения различных задач. Молодежь учится правильно думать и искать пути для реализации задуманных идей.Артем Рудометкин, председатель правления благотворительного фонда «Территория развития»: "В принципе, социальные проекты, особенно на первых этапах, когда они только начинаются, у них нет четкого понимания тех проблем, с которыми они столкнутся, они появляются с опытом, когда понимаешь все риски и все подводные камни, которые тебя ждут. В начале ты действуешь только по своей личной интуиции, по своему ощущению, что это правильно, со временем это приобретает дополнительный опыт, ты понимаешь как, что необходимо сделать. Но так или иначе социальная деятельность, социальные проекты зависят от сторонней поддержки. Поддержки не только со стороны бизнеса, это само собой разумеется, это необходимо. Но достаточно важна поддержка со стороны близких, со стороны знакомых, и в том числе со стороны общества." Поддержка этого социального проекта является достаточно большой, подростки верят, что могут изменить страну в направлении инклюзивного образования. Они мечтают о введении кружков жестового языка в каждой школе и приглашают всех участвовать в этой инициативе. Давайте изучать жестовый язык вместе!Наталья Шмарко, Александр Чебан, Киевщина, «Вісті Надії»