В 2021 году протестанты акцентировались на внутренних духовных поисках

Рассказывает Андрей Юраш, руководитель отдела по вопросам религии и обеспечения права граждан на свободу мировоззрения и вероисповедания Секретариата Кабинета Министров Украины.

Каковы результаты общественной и социальной деятельности украинских протестантов в 2020-2021 годах?
Каких-то кардинальных изменений, сдвигов не было. Например, в 2017 году состоялось празднование 500-летия Реформации, это большое и общественно значимое событие. А в этом году все спокойнее.
Жизнь и деятельность протестантских организаций переходит в плоскость стабильного динамичного развития, следующего за определенными выработанными подходами, критериями и возможностями. Пожалуй, это хорошо. Это свидетельствует о том, что протестантские общины нашли свое место, они являются неотъемлемым компонентом и религиозной, и общественной ситуации в государстве. Соответственно, исходя из этих базовых мировоззрений, они достаточно сознательно выбирают направление такого внутреннего совершенствования, активизации и доминантного акцентирования на тенденциях внутреннего развития, и не направляют силы на внешнюю экспрессию. Понятно, что аппликации именно такого подхода способствовала и эпидемиологическая ситуация в Украине и мире. Это было время локдауна, когда какие-то массовые мероприятия, например, Молитвенный завтрак, были перенесены. Это был период, который не способствовал внешним формам саморепрезентации. Основные акценты были связаны с духовными внутренними поисками.
Какова конфессиональная динамика украинских протестантов за это время (прирост-потеря членства, активность в служении, развитие церковной инфраструктуры)?
Исходя из тенденций предыдущих лет, наблюдалось небольшое перетекание из классических протестантских форм в более современные, например, харизматичные. Так, усилились позиции харизматических движений за счет протестантов, которые переходили из консервативных форм духовного служения. Многие члены баптистской общины присоединились к пятидесятническим структурам. Особенно это видно на массовых общих собраниях верующих различных протестантских направлений. Вспомним День молитвы за Украину, который проходил в начале июня. Он ярко показал усиление современного харизматического направления служения и, соответственно, тяготение значительной части протестантского сообщества именно к новым формам религиозной экспрессии, которые вкладываются в такие понятия. И это едва ли не единственный тренд, который бы я мог отметить.
Также важна активизация пастора Мохненко в религиозном пространстве Украины. Знаю, что происходили даже протестные действия в отношении реабилитационных центров протестантских церквей, в частности на юге и востоке Украины, где протестантское движение очень мощное. Там были контраверсионные ситуации, связанные с попыткой правоохранительных структур противоречиво анализировать ситуацию, связывать социальную работу протестантов с формами, которые не соответствуют законодательству.
Какие вызовы деятельности украинских протестантов создала пандемия коронавируса и другие факторы?
Многие церкви нашли способы достойно решить проблемы, связанные с пандемией. Но не только этот фактор вызвал сложности для верующих Украины.
Хочется обратить внимание на еще один вызов, связанный с политической плоскостью - это ситуация в России. Традиционно украинские протестанты тесно связаны с российской протестантской средой. Там преимущественно во многих сообществах деятели украинского происхождения. При этом очевидным является усиление репрессивно-тоталитарных тенденций в России. Например, полный запрет деятельности Свидетелей Иеговы. Я понимаю, что их многие протестантами не считает, но это фактор репрессивной системы в России. Сейчас принимаются решения о признании экстремистской деятельность движения Нового поколения, то есть запрета в России этого течения, которое имеет официальную регистрацию в Украине и Латвии. Итак, нужно находить новые пути коммуникаций с братьями в России.
Украина вообще является территорией абсолютной свободы, где все могут себя реализовать, экспортировать взгляды и понимание свободы, в том числе, на близкие ментально, культурально и, возможно, родственно сообщества в России. Это важный фактор, который порождает еще один вызов. Многие украинские пастора в свое время проводили активную миссионерскую деятельность в Азии, в частности в Афганистане. Поэтому необходимо продолжать работу в этой стране, осознать необходимость нести ответственность, помочь новообращенным братьям, которым угрожают репрессии после прихода талибов к власти, а возможно и смерть, если они там останутся.
Итак, с одной стороны Россия, а с другой Афганистан и не только. Во многих регионах мира положение и условия миссионерской работы, к которым привыкли украинцы, в том числе протестанты, существенно ухудшились. Это еще один вызов: продолжать эту миссионерскую работу, понимая весь комплекс сложностей этого процесса, или сосредоточиться на внутриукраинском миссионерском поле.
Подготовил Максим Балаклицкий
#тижденьподяки2021

далее
Увага: новинка! Пропонуємо вашій увазі перевидання книги Е. Уайт "Бажання віків"