Локдауны и связанные с ними запреты повлияли на состояние активности различных служений, таких как евангелизация. И все же, религиозным общинам удалось использовать вызовы во благо. Об этом и другом рассказывает руководитель общественной организации “Християнська Відкрита Академія” Ярослав Лукасик.
Какие вызовы деятельности украинских протестантов создала пандемия коронавируса и другие факторы?Я бы начал здесь с других факторов, поскольку считаю пандемию не основным фактором изменений в современном мире и в христианстве. В современной культуре доминируют левые тенденции, для которых характерна идея разрушения христианских и классических фундаментов западной цивилизации и созидания мира на других основах. Пандемия способствует такой перезагрузке. В 2020 году традиционная активность обществ была в значительной степени парализована. Слова: «мир никогда уже не будет таким же» слышим из уст политиков и представителей СМИ. Мимо нельзя пройти равнодушно.Как в античном Риме во время его упадка, вызванного декадансом и моральным расстройством, эпидемии ускоряли процесс падения, вероятно так и в наше время. Западная цивилизация переживает кризис, возможно, он является смертельным. Этот кризис сильно касается церкви, поскольку носит характер отречения от христианства и является синонимом апостасии. Либеральная теология уже не одно десятилетие оказывает эрозию веры в христианской среде. Эти процессы более характерны для стран Запада, но очевидно, что они распространяются, хотя и с некоторым опозданием, на украинское христианство.Пандемия нанесла дополнительный удар. Локдауны парализовали много традиционных форм служения. Некоторые церкви не проводили богослужения или изменили их формат. Немало христианских организаций существенно ограничили свою деятельность или даже прекратили свое существование. Я встречал пасторов, которые в связи с тем находятся в достаточно подавленном состоянии.Для нас пандемия стала триггером, благодаря которому мы решили создать Христианскую открытую академию - образовательный проект, имеющий целью формацию христианских лидеров для общественной сферы.Другие наоборот использовали пандемию для развития новых форм служения, например, в интернете. Для нас пандемия стала триггером, благодаря которому мы решили основать Християнську Відкриту Академію – образовательный проект, имеющий целью формацию христианских лидеров для общественной сферы. Несколько сотен человек закончили наш курс под названием «Христианин в общественной сфере». Этого бы не произошло, если бы не кризис, связанный с появлением COVID-19. Я также открыл для себя формат командной работы в зуме. До локдаунов я был очень скептически настроен к такому типу труда. Но оказалось, что зум уменьшает географические расстояния и является прекрасным инструментом ежедневного планирования, совещаний и творческой работы.Какова конфессиональная динамика украинских протестантов за это время (прирост-потеря членства, активность в служении, развитие церковной инфраструктуры)?Несомненно, пандемия повлияла на количество членов церковных общин, хотя рано говорить о цифрах, потому что они еще не вполне вернулись к привычной церковной жизни. Есть немалый процент людей, которые из-за страха или болезни избегают церковных собраний. Я не владею информацией и вряд ли существует такая статистика, которая охватывает состояние украинского христианства. Локдауны и связанные с ними запреты очевидно повлияли на состояние активности различных служений, таких как евангелизация.Одно точно произошло – церкви пошли в Интернет. Качественные записи служений уже не редкость. Различные новые христианские блоги и развитие медиа-служения церквей стали очень популярными за последние полтора года. Это положительно, но обычно онлайн-формат не может полностью заменить жизнь поместных церквей и христианских служений. С инфраструктурой может быть некоторая проблема. Если посещаемость богослужений в молитвенных домах стала меньше, то и очевидно, что финансовые поступления стали меньше. Возможно, многие начатые строительные проекты находится в непростом состоянии.Каковы результаты общественной и социальной деятельности украинских протестантов в 2020-2021 годах?Украинское христианство проявило немалую общественную активность в последние десятилетия. Этому способствует характер Украины, где существует высокий уровень религиозной свободы и огромный запрос на идеи и носителей этих идей, группы пассионарных людей, готовых альтруистично работать для общества в период кризиса. Такими людьми являются христиане, которые считают Библию и живые отношения с Богом стержнем своей духовности. Открытию всего мощного потенциала евангельских христиан для украинского общества препятствуют элементы пиетистичной теологии, которые особенно укрепились за время жизни в подполье.Особенно 2016-2018 годы были кульминацией разнообразной общественной активности. Совместное празднование юбилея 500-летия Реформации объединило 30 протестантских деноминаций. Кстати, в этой программе очень важную роль сыграли адвентисты. Вероятно, это было самое масштабное празднование юбилея Реформации в мире. Оно коснулось всех регионов Украины, а разнообразие проектов было впечатляющим.Однако в 2019 году это сотрудничество пошло на спад. Затем началась пандемия, которая еще больше осложнила все активности в социальной сфере.Интересна ситуация в системе образования. В связи с радикальными мировоззренческими изменениями, которые происходят в сфере образования, появился сильный запрос на христианскую науку. Только этой осенью, насколько я знаю, откроются несколько новых христианских школ в Украине.Прошлой осенью несколько сот евангельских христиан баллотировались в органы местной власти. Многие тогда выиграли в этих выборах. Наиболее ярким примером является молодой ректор семинарии ХВЕ (Церковь христиан веры евангельской Украины) из Ровно Александр Третьяк, который стал мэром второго по величине города западной Украины.Подготовил Максим Балаклицкий#тижденьподяки2021