Изнасилование в семье невозможно. Так звучит один из распространенных мифов о домашнего насилия. Однако Закон Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» говорит о том, что такое явление существует, и дает ему определение:
«Сексуальное насилие - форма домашнего насилия, включающая любые действия сексуального характера, совершенные в отношении совершеннолетнего лица без его согласия или в отношении ребенка независимо от его согласия или в присутствии ребенка, принуждение к акту сексуального характера с третьим лицом, а также другие правонарушения против половой свободы или половой неприкосновенности личности, в том числе совершенные в отношении ребенка или при нем».Павел Шварц - епископ Немецкой евангелическо-лютеранской церкви Украины: «Сексуальное насилие, с одной стороны, - это довольно горячая тема, которая интересует многих. Потому что когда тематика сексуальности появляется в медиа или в разговорах, тогда люди достаточно часто оживают. Это связано с тем, что это интимное дело, к которой наше общество еще не подготовлено... А с другой стороны. Довольно часто мы живем в обществе, где цитата когда-то с телемоста между Америкой и Советским Союзом, где была такая фраза: "В Советском Союзе секса нет». Такое впечатление, что она фактически относится и к украинскому обществу. Потому что есть игнорирование таких базовых вещей. Соответственно, если игнорируется сексуальность человека, как такового, игнорируется секс как таковой, то говорить о каком-то насилии - это еще более странно. Потому что, если нет сексуальности, нет секса, то какое может быть насилие?!»Светлана Губина - координатор образовательных программ Центра гендерной культуры в Харькове: «Сексуальное насилие в семье, на мой взгляд, - самый вопиющий вид насилия. Я знаю такую статистику, что только один процент людей, украинцев, украинок, признались в том, что они стали жертвами именно сексуального насилия со стороны ближайших родственников или родственниц».Из всех четырех видов домашнего насилия сексуальное якобы менее распространено. Однако Светлана и другие специалисты считают, что это не такое уж и редкое явление, а официальные данные не соответствуют действительности. Ведь не каждый человек имеет силу признаться в том, что стал жертвой сексуального насилия именно со стороны родственников. Особенно, когда речь идет об изнасиловании в браке. Так называемый «Закон о согласии на секс», который вступил в силу в начале 2019 года, вызвал неоднозначную реакцию в украинском обществе.Павел Шварц - епископ Немецкой евангелическо-лютеранской церкви Украины: «Наверное, вы слышали о принятии соответствующего закона о сексуальном насилии. Собственно, в этом законе было дописано, что сексуальное насилие может происходить мужем по отношению к жене. Для меня было трагической реакцией многих христианских лидеров, которые начали высмеивать, как это возможно, чтобы муж мог изнасиловать свою жену. Или шутки на счет того, что мы напишем согласие с женой на счет того, что каждый наш контакт является желанным. На самом деле это очень серьезная ситуация. Когда муж насилует жену в браке, это не поодинокие ситуации в нашем обществе».По мнению епископа Павла, в сексуальном насилии обычно насильником является муж по отношению к жене. Ведь, с одной стороны, он сильнее, склонен к инициативе в интимной жизни, а с другой - он так воспитан, что имеет право на удовлетворение таких потребностей. Редко кто в украинском социуме, даже в христианской среде, говорит, что жена имеет право на удовлетворение своих интимных потребностей. Хотя об этом написано в Библии - в Послании апостола Павла к Коринфянам: «Пусть отдает мужчина своей жене должное благорасположение; подобно и жена мужу».Светлана Губина - координатор образовательных программ Центра гендерной культуры в Харькове: «Любой случай домашнего насилия, любая агрессивное поведение со стороны мужчины в отношении женщины, оно вызвано, в первую очередь тем, что мужчина решил, что он имеет право управлять этой женщиной. Имеет право с ней делать все, что он хочет делать, забывая о существовании нормативных документов, законов, подзаконных актов, которые распространяются на всех людей, независимо от того, какого они пола, возраста, статуса, имущества и т.д.».Однако если женщина скажет, что ее изнасиловал собственный муж, то даже в церквях большинство людей в это не поверят. Мол, как можно изнасиловать свою жену, она и так его. Но жена не является собственностью. Она человек. Второй момент - общество не научилось сопереживать жертве. Когда слушатели слышат истории о сексуальном насилии, обычно не ищут способов защитить жертву, а доказать ее вину. Мол, не так посмотрела, не так оделась, не туда пошла, вместо того, чтобы реально помочь пострадавшему человеку.Павел Шварц - епископ Немецкой евангелическо-лютеранской церкви Украины: «В нашем обществе можно услышать, что изнасилование - это же приятно. Секс - это же приятно. Поэтому, если тебя изнасиловали, то ты должна чувствовать удовольствие, но это не так. Потому что это против твоей воли. Кроме психологической травмы, часто еще и физиологические различные травмы. И много других вещей».Епископ Павел говорит, что есть хотя и редко, но встречается такое явление, как сексуальное насилие в отношении мужчин. Это еще более проблематично. Потому такому мужчине вообще никто не верит - ни полиция, ни близкие. Мол, «ты же мужчина? Какой тогда вред тебе женщина может сделать?». И это дополнительная травма. Также умалчивают тему и о сексуальном насилии над детьми. Ведь никто не хочет признаться, что такие люди живут рядом с нами. Украинцы с готовностью говорят, что там, где-то на Западе, есть много педофилов, а у нас ничего такого нет. В действительности такого хватает, к сожалению, и в Украине. И в отличие от Запада, где много специалистов, которые работают с жертвами сексуального насилия, здесь таких специалистов еще мало.Павел Шварц - епископ Немецкой евангелическо-лютеранской церкви Украины: «Есть ситуация, когда взрослые мужчины используют несовершеннолетнюю девушку к удовлетворению своих сексуальных потребностей.Здесь не был случай проституции. Здесь девушка не до конца давала себе отчёт, чем она занимается, потому что это лицо было с определенной инвалидностью. И это также трагическая история нашего общества, где лица с инвалидностью, особенно девушки, которые не в состоянии защититься или отказать, достаточно часто используются взрослыми мужчинами для удовлетворения своих сексуальных потребностей».Светлана Губина - координатор образовательных программ Центра гендерной культуры в Харькове: «К сожалению, особенно когда это происходит по отношению к детям, то мы должны понимать, что ребенок безусловно любит своих родителей. И когда кто-то из родителей говорит, "А давай будем делать так, как я сказал или я сказала", ребенок не может отказать родителям, потому что он их любит. Может, ей не нравятся те все действия, которые происходят, но ребенок, учитывая его небольшой жизненный опыт, он думает, что, видимо, так надо. Раз отец сказал, раз мать сказала, раз отчим сказал. Это, наверное, во всех семьях происходит. Мне даже трудно представить, что чувствует ребенок, когда он вырастает и понимает, что это не происходит во всех семьях, это не норма, что им воспользовались».В предыдущих сюжетах мы рассказывали о том, какая помощь оказывается жертвам любого вида домашнего насилия со стороны государства, общественных организаций, фондов, церквей. Однако и жертве, и обидчику важно не только физически отдалиться от второй стороны, хотя бы на время, пообщаться со специалистами для получения советов, что делать дальше, но и внутренне освободиться от боли, внутреннего бремени.Павел Шварц - епископ Немецкой евангелическо-лютеранской церкви Украины: «Духовное решения этой проблемы - это возможность с одной стороны, со стороны агрессора, покаяться, понять и также попросить прощения не только в Бога, но также и у этого человека, по отношению которого он совершил насилие. С другой стороны, также очень важно для жертвы, хотя это особенно трудно в моменте, когда насилие происходит. Это, наверное, можно сделать, когда есть определенная дистанция до события - это простить. Это не значит забыть, проигнорировать или сказать, что этого не было. Или та вещь, которая была насилием, была действительно хорошей. Простить - это значит отпустить это, чтобы эта травма, та боль, которая есть в сердце, в жизни этого человека, не разрушали ее дальше».Ситуация домашнего насилия - не безвыходная. Есть немало примеров людей, которые справились с этим и сейчас живут вполне счастливо. Но где этот выход? Большинство специалистов, работающих с жертвами домашнего насилия, говорят о разводе как выходе. Ведь, по их мнению, агрессор меняется очень редко. Священнослужители подходят к вопросу разрыва брака с большей осторожностью, однако не исключают и этого варианта решения проблемы, тем более если такая ситуация угрожает жизни жертвы.В частности адвентистская церковь в своем главном документе - "Церковном руководстве" приравнивает к супружеской измене ряд подобных преступлений, среди которых названо сексуальное насилие над детьми, несовершеннолетними или беззащитными взрослыми людьми, физическое насилие, в частности к членам семьи. Согласно этому документу, такие преступления приводят к лишению церковного членства в адвентистской церкви и являются убедительным основанием для отдельного проживания супругов или развода.Галина Кушнир, Александр Федоров, Харьков, "Вісті Надії"