Протестантские организации и объединения в 2020 — 2021 годах: основные факторы динамики количественных и качественных изменений

Прежде всего, стоит указать, что украинское общество стабильно сохраняет высокий уровень демонстрации религиозности — около 70% населения считают себя верующими.

По данным социологических опросов Центра Александра Разумкова, в настоящее время, к протестантскому направлению себя относят 1,5 процента респондентов (2020), что немного меньше, чем в 2019 году (1,8), но в целом, значительных различий мы не наблюдаем. Также почти неизменной остается институализированная доля протестантских общин на религиозной карте Украины.
Опираясь на данные Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести о сети религиозных организаций на 1 января 2021 года, можно утверждать, что протестантский сегмент религиозной карты Украины уже сложился и остается более или менее стабильным. Конечно, сеть дает нам количественные показатели только по общинам (вместе с тем, социологические опросы фиксируют религиозную самоидентификацию респондентов), но картина вырисовывается следующим образом. Из общего количества религиозных организаций, которых на территории Украины в 2021 году насчитывается 37049, протестанты составляют 10774 — это 29%.
Удельная доля протестантов в общем количестве религиозных общин, почти не изменилась по сравнению с прошлым 2020 годом — тогда общее количество общин достигало 36796, а протестанты составляли 28,9% (или 10635) от общего количества.
Самая высокая динамика роста общин фиксируется у Свидетелей Иеговы. Прирост за прошлый год составил 31 общину — с 897 (2020) до 928 общин (2021). Можно предположить, что одним из факторов, который повлиял на увеличение численности этого религиозного направления стало широкое освещение в инфо-пространстве событий 70-летней истории, касающиеся депортации Свидетелей Иеговы в Сибирь под кодовым названием «Операция «Север». В рамках годовщины этих печальных событий, в апреле 2021 года был проведен ряд мероприятий, в том числе научно-практическая конференция «Операция «Север» — 70 лет спустя. Забытые уроки репрессий за веру», с привлечением широкого круга как украинских, так и зарубежных ученых, а также госслужащих, депутатов и очевидцев событий. Кроме того, к Свидетелям Иеговы приковано внимание в связи с грубым нарушением их прав и свобод в Российской Федерации, из-за запрета и ликвидации деятельности Церкви Свидетелей Иеговы. Кампания по их преследованию осуждена со стороны ряда международных организаций — Организации Объединенных Наций (ООН), Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейского Союза и отдельных государств, в частности Германии, Соединенных Штатов Америки и др. К сожалению, часть исследователей религий в России, в отличие от украинских религиоведов, считают Свидетелей Иеговы сектой, поэтому подобные научные «перекосы» имеют своим следствием продолжение в судебных исках к Свидетелям Иеговы за их религиозную деятельность.
Сохраняется динамика роста и в среде христиан веры евангельской — это 78 общин (из 2974 в 2020 г. до 3052 в 2021 году). Лидером по приросту обоснованно считается Украинская церковь христиан веры евангельской — 25 общин (с 1759 в 2020 до 1784 в 2021). Вероятно, такая динамика обусловлена, среди прочего, и активным присутствием в украинском обществе старшего епископа церкви — Михаила Степановича Паночка. Другие общины христиан веры евангельской демонстрируют гораздо более сдержанные результаты, сохраняя свои прошлогодние показатели.
Небольшой прирост религиозных организаций можем наблюдать в среде баптистов — 21 община (с 3034 в 2020 году до 3055 в 2021 г.)
По одной общине прибавилось в среде лютеран — 86 и 87 общин соответственно, и реформатов — 133 и 134 общины. На шесть общин увеличилась численность религиозных организаций евангельских христиан — 382 и 388 соответственно. А адвентисты — уменьшили на единицу количество своих общин — 1085 в 2020 г., а ныне — 1084.
Отсутствует статистическое подтверждение устоявшегося мнение о наивысшей динамике роста численности организаций харизматического направления, — за прошлый год им удалось увеличить численность лишь на 1 общину (с 1596 в 2020 до 1597 в 2021 г.). Скорее, речь уже идет не о количественном росте, а качественных изменениях, таких как, активная институализации, развитие религиозной инфраструктуры.
Этот год отмечен для харизматов событиями, которые определенным образом объединяют их со Свидетелями Иеговы. Речь идет о том, что Генпрокуратура Российской Федерации внесла в список «нежелательных» на своей территории, религиозные организации харизматического направления из Украины. К ним отнесены:
● Духовное управление евангельских христиан Украинской Христианской Церкви «Новое Поколение»;
● Духовное учебное заведение Международный Библейский колледж «Новое Поколение».
Кроме этих организаций, в список попали и религиозные организации из Латвии, которые генетически связаны с украинскими, через лидера харизматического движения из Латвии — апостола Алексея Ледяева, который возглавляет главную для всего этого движения Церковь, находящуюся в Риге. Это международное христианское движение «Новое поколение» и Евангельская христианская церковь «Новое Поколение».
Такое решение генпрокуратуры объясняется тем, что деятельность этих религиозных организаций якобы «представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации». Формальными причинами, по нашему мнению, могут выступать как доктрина А. Ледяева о «Новом мировом порядке», — которая уже давно вызывает неоднозначную реакцию даже в среде самих харизматов (хотя и была опубликована, еще в далеком 2002 году), — как и тот факт, что украинские церкви «Нового поколения» довольно четко артикулируют свою проукраинскую позицию. Однако, связывая этот факт с запретом Российской Федерацией деятельности Свидетелей Иеговы, можем говорить о реализации страной-агрессором общей антиамериканской, антизападной и антиукраинской политики, что может иметь свои дальнейшие последствия — вплоть до запрета деятельности Церквей «Нового поколения» и провозглашение их экстремистскими.
Перейдем к внутренним факторам, которыми мы обозначили, в первую очередь, политические изменения в нашей стране. Здесь констатируем активность участия церквей и религиозных организаций в выборах в органы местного самоуправления. В частности, известно, что среди кандидатов от «Европейской солидарности» баллотировались священники Православной церкви Украины (ПЦУ), от «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ) — Украинской православной церкви (Московского патриархата).
По данным Центра Разумкова от различных протестантских организаций баллотировались от 1000 до 1500 кандидатов, многие из которых вошли в местные советы, а мэром Ровно стал пастор, президент Ровенской духовной семинарии и академии Христиан Веры Евангельской, участник общественного союза «Всеукраинский собор», баллотировавшийся от партии «Европейская Солидарность». Такая позиция в среде протестантов свидетельствует об осознании ими того факта, что для изменения политической ситуации в стране недостаточно только государственных реформ. Необходимо межконфессиональное взаимодействие евангельских сообществ, осознание ими необходимости собственного обновления и активного вовлечения мирян в жизнь гражданского общества. Учитывая сказанное, следует вспомнить, что 12.06.2021, после длительного перерыва, обусловленного всемирной пандемией Covid-19, произошло объединяющее событие, в котором важное место занимали именно протестантские общины. Это — Национальный День молитвы за Украину, когда прихожане более 20-ти союзов и христианских общин объединились в молитве за Украину. В 2020 году впервые Национальный день молитвы транслировало Телевидение Вековечного Слова (EWTN Украины1) — представительство всемирной католической телесети в Украине. Да, здесь были представлены и православные, и католики, и греко-католики. Но большинство первых лиц — лидеров церквей и объединений были представителями протестантов. Как отмечается на официальной странице этого мероприятия: «Участникам молитвенного мероприятия презентовали Рукописную Библию, которая стала символом единения нашей страны вокруг Божьего Слова. В течение последних трех лет около 32 000 жителей Украины смогли приобщиться к переписыванию этого фолианта». Фактически, это мероприятие объединило участников большинства религиозных объединений с весомой протестантской составляющей, которые действуют на территории Украины — Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО), Совет Евангельских Протестантских Церквей Украины (СЕПЦУ), Украинский межцерковный совет (УМС) и другие. Конечно, каждое из объединений проводит и свою работу.
Важной на территории Украины является деятельность ВСЦиРО (Всеукраинский совет Церквей и религиозных организаций), которая отмечала в этом году 25 лет своей деятельности. ВСЦиРО охватывает 15 церквей и религиозных организаций и 1 межцерковную организацию. Совет Церквей представляет более 95% всех религиозных организаций Украины. Важнейшие достижения организации отражены в сборнике документов, подготовленном секретариатом ВСЦиРО к 25-летию со дня основания этой организации. Издание объемом в 420 страниц содержит большинство документов Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций со времени его основания (1996 г.) до июля 2021 года.
Этот сборник доступен в электронном варианте на сайте Института религиозной свободы, где можно подробно ознакомиться и с развитием деятельности ВСЦиРО, и хронологией принятых документов. За период 2020 — 2021 ВСЦиРО сделал 26 заявлений и предложений по восьми направлениях деятельности украинского общества, в частности:
по развитию государственно-церковных отношений:
Обращение ВСЦиРО к Премьер-министру Украины Шмыгалю Д.А. о встрече (повторное обращение, 22 мая 2020);
Обращение ВСЦиРО к президенту Украины Зеленскому В.А. о встрече для обсуждения актуальных общественных проблем (4 июня 2020);
Обращение ВСЦиРО к председателю Верховной Рады Украины Разумкову Д.А. Об актуальных вопросах государственно-конфессиональных отношений (27 июля 2020);
Коммюнике юбилейного заседания Совета, посвященное 25-летию его деятельности (24 июня 2021),
► по утверждению справедливости:
Обращение ВСЦиРО относительно решения проблемы невинно осужденных (9 июня 2021),
► в связи с агрессией России против Украины:
Призыв ВСЦиРО к миру, (12 апреля 2021),
► в защиту семьи и детей:
Резолюция участников телемарафона «Украина за семью», 7 июня 2020);
Обращение ВСЦиРО о необходимости противодействия домашнему насилию в Украине (1 декабря 2020);
Обращение ВСЦиРО к премьер-министру Украины о вызовах, связанных с демографическим кризисом в Украине (23 апреля 2021);
Обращение ВСЦиРО о достоинстве и величии дара человеческой жизни (31 мая 2021);
Манифест ВСЦиРО в защиту прав детей и семей (6 июня 2021),
► по гендерной идеологии:
Обращение ВСЦиРО об отмене незаконного приказа Минсоцполитики относительно гендерных подходов при разработке нормативно-правовых актов (2 апреля 2020);
Предложения ВСЦиРО к проекту новой редакции Национальной стратегии в сфере прав человека (12 июня 2020);
Обращение ВСЦиРО к Премьер-министру Украины о рисках ратификации Стамбульской Конвенции (5 августа 2020);
Обращение ВСЦиРО к президенту Украины Зеленскому В.А. об участии Украины в международном партнерстве Биарриц (24 сентября 2020);
Обращение ВСЦиРО к президенту Украины Зеленскому В.А. о нецелесообразности ратификации Стамбульской конвенции (7 мая 2021),
► в сфере здравоохранения:
Призыв ВСЦиРО к украинскому народу по профилактике распространения коронавируса (16 марта 2020);
Призыв ВСЦиРО к общей молитве и посту за Украину (23 марта 2020);
Обращение ВСЦиРО в Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) об учете особенностей функционирования религиозных организаций в случае введения чрезвычайного положения (23 марта 2020);
Обращение ВСЦиРО к премьер-министру Украины об адаптивном применении карантинных ограничений (7 мая 2020);
Заявление ВСЦиРО в связи с обвинениями минздрава в распространении COVID-19 в западных областях Украины (5 августа 2020);
Обращение ВСЦиРО к премьер-министру Украины о сбалансированном подходе к внедрению новых карантинных ограничений (13 ноября 2020);
Заявление ВСЦиРО о начале процесса вакцинации от COVID-19 в Украине (24 февраля 2021),
► в отношении отдельных законодательных инициатив:
Обращение ВСЦиРО к Верховной Раде Украины о недопустимости принятия законопроекта No 2713-д за поддержку азартных игр и лотерей (2 марта 2021);
Обращение ВСЦиРО в Верховную Раду Украины относительно реформирования территориальной организации исполнительной власти в Украине (9 марта 2021);
Обращение ВСЦиРО об отклонении законопроекта No5488 по борьбе с проявлениями дискриминации (4 июня 2021),
► Документы Комиссии ВСЦиРО по вопросам социального служения:
Стратегия церквей и религиозных организаций Украины в сфере общественного здоровья и противодействия Вич-инфекции/СПИДу (11 марта 2020),
► Обращение по различным социальным проблемам:
Обращение ВСЦиРО по случаю Всеукраинского дня окружающей среды и 35 годовщины Чернобыльской катастрофы (16 апреля 2021).
В целом, ВСЦиРО является авторитетным субъектом гражданского общества, который активно присутствует в общественной жизни старны, но, с другой стороны, ВСЦиРО, придерживаясь эксклюзивистской позиции, рискует превратиться в закрытую систему, своеобразный «клуб по интересам», куда не допускаются новые члены. Сейчас, вне привлечения к этой организации остается ряд религиозных меньшинств, в том числе и протестантского толка. Например, религиозные организации харизматического направления, которых на территории Украины насчитывается сегодня — 1597, что составляет 4,3% от общей сети количества религиозных организаций. Возможно, в дальнейшем ситуация изменится и харизматы, предложив определенную организационно-объединительную модель, представляющую их интересы, смогут стать членом ВСЦиРО.
В свою очередь Совет евангельских протестантских церквей Украины (СЕПЦУ), также — регулярно проводит собрания и поднимает вопросы, важные для общества, религиозных людей, вопросы находящиеся в фокусе обсуждения, практически во всех протестантских объединениях. Это, в частности, касается Стамбульской конвенции — Совет Евангельских Протестантских Церквей Украины призывает правительство совершенствовать собственное законодательство по противодействию домашнему насилию и насилию против женщин, как это делают другие страны Европы, которые отказались от ратификации Стамбульской конвенции. СЕПЦУ не поддерживает инициативу по легализации каннабиса и просит о том же Верховную Раду Украины (ВРУ). Также СЕПЦУ предостерегает от продолжающейся секуляризации отечественного образования и школы, системного вытеснение традиционных ценностей украинского народа и постепенного заполнения образовавшегося вакуума идеями либерализма и гендерным образованием. Вообще образование и воспитание — ведущие составляющие деятельности протестантских общин и их объединений. Для СЕПЦУ важно проводить и поддерживать практические меры по воспитанию общества, его молодого сегмента, в частности, через конференции, как, например в Дубно Ровенской области: «Призвание. Профессия. Вера», где христианские служители и предприниматели учили молодежь, как делать профессиональную карьеру и оставаться христианами. В международном пространстве СЕПЦУ реагирует на важные события, в частности, через поддержку евангельских церквей Беларуси, которые объявили пост и молитву о своей стране.
Маркером качественных изменений евангельских общин в направлении влияния на государство, можно считать формирование общественного союза «Всеукраинский Собор», зарегистрированного 22.01.2019 года в День Соборности Украины. Он основан членами Совета Евангельских Протестантских Церквей Украины и украинского межцерковного совета, который объединил христианские церкви вокруг идеи евангельского пути развития Украины.
Координатором этой общественной организации стал руководитель СНБО А.Турчинов.
В руководящий орган вошли:
- Председатель Всеукраинского союза церквей евангельских христиан-баптистов С.В. Антонюк,
- Старший епископ Украинской Церкви Христиан Веры Евангельской М. Паночко (но есть информация, что на данный момент М. Паночко покинул ряды союза «ВС»),
- Старший епископ объединения христианских церквей «Новое Поколение» в Украине А. Тищенко.
Для союза ключевыми является утверждение христианского мировоззрения украинского народа, среди политиков и управленцев, а также в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, формирование культуры неприятия коррупции и тому подобное. В феврале 2020 г. Общественный союз «Всеукраинский Собор», в который входят представители протестантских евангельских Церквей и известные религиозные и общественные деятели, призвали Президента Украины безотлагательно созвать заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, посвященное противодействию демографического кризиса в нашей стране. Вероятно, что Общественный союз «Всеукраинский Собор» будет усиливать свое присутствие в обществе, по крайней мере, это было бы актуально, поскольку широкая палитра религиозных организаций Украины не охвачена никаким объединением.
Деятельность Украинского Межцерковного совета (УМС) освещается на странице ФБ https://www.facebook.com/umrada.org/
Пожалуй, здесь стоит указать на два проблемных момента, актуальных в настоящее время. Оба они касаются деятельности харизматических церквей, находящихся, в свою очередь, в составе УМС. Прежде всего, обострилась проблема реализация церквями социального служения нарко- и алкозависимым, через деятельность их реабилитационных центров. С целью привлечения внимания к этой проблеме была проведена акция «Путь независимых». Идея акции появилась в Тернополе, как ответ на необъективные, по мнению членов харизматической церкви, решения местной судебной власти. В результате, 15 июля 2021 стартовал автомотопробег членов харизматических церквей по областным центрам Украины с целью «привлечь внимание украинцев к проблеме наркомании и алкоголизма в стране, и успешной деятельности реабилитационных центров в преодолении этой беды». В акции приняли участие, в первую очередь те из членов церкви, кто освободился от алко- и наркозависимости, именно благодаря деятельности христианских реабилитационных центров.
Свои основные тезисы члены церкви провозглашали в областных городах в ходе автомотопробега. А это — Мариуполь, Тернополь, Львов, Николаев, Одесса, Умань, Винница, Хмельницкий, Черновцы, Ивано-Франковск. Суть месседжей, которые пытались донести до властей участники акции, следующие:
- привлечь внимание к результатам деятельности христианских реабилитационных проектов за годы независимости Украины, подтверждением чему служит большое количество членов церкви, готовых публично засвидетельствовать свое освобождение от пагубных зависимостей;
- призвать власти к усилению борьбы с наркоторговлей и увеличению уголовной ответственности наркодилеров;
- акцентировать внимание на существующие случаи вмешательства чиновников в деятельность христианских реабилитационных центров, связанную с этим бюрократическую волокиту государственных структур, а также вторжения и - провокации со стороны силовых структур;
- инициировать ряд законодательных проектов для юридической защиты социального служения харизматических Церквей, а также изменения в законодательстве в отношении алко- и наркозависимых людей для оказания им дальнейшей реабилитационной помощи.
Автопробег «Путь независимых», после посещения Киева, продолжился через такие города: Житомир, Луцк, Ровно, Полтаву, Харьков, Днепр, Запорожье. На данный момент существуют определенные попытки урегулирования этого вопроса — от местного уровня до рассмотрения в законодательном поле. Но до окончательного решения проблемы, дело еще не дошло. С одной стороны, существует риск ограничений передвижения и свобод человека со стороны служителей церкви, а с другой стороны, слишком очевидным является давление полиции на реабилитационные центры, через постоянные вторжения. Протестуя, представители харизматических церквей обнародовали новое обращение к президенту Украины и органам центральной власти с просьбой защитить религиозные меньшинства от полицейского произвола. Это обращение подписали более 50 религиозных и общественных организаций, что в очередной раз подтверждает необходимость решения проблемы.
Среди факторов, которые, по нашему мнению, оказывают наибольшее влияние на динамику и качественные изменения в протестантской среде необходимо выделить глобальный характер пандемии COVID-19, разделившей мир на «до» и «после».
Здесь следует указать, что практически все лидеры протестантских общин и объединений продемонстрировали взвешенную и ответственную позицию, консолидирующуюся с позицией государства в вопросах предотвращения заболеваемости COVID-19. В средствах массовой информации (СМИ), соцсетях, онлайн-проповедях протестантские лидеры призывали своих прихожан придерживаться карантинных мер.
Важное внимание было направлено на обеспечение продуктами, медицинской помощью наиболее уязвимых слоев верующих, в частности пожилых людей, многодетных семей — в лучших традициях социального служения протестантов. Кроме того, постоянно прививается практика социального дистанцирования при разных формах взаимодействия верующих — от богослужений к повседневной жизни, что уже можно расценивать, как некое нововведение, обусловленное карантинными мерами. Также фиксируется развитие «цифровой» церкви и «цифрового богословия — как ответов на вызовы пандемии. В условиях COVID-19 кристаллизируются новые формы межконфессионального взаимодействия, порождаемые ситуацией ограниченности карантинных мер и поиском новых путей общения с паствой посредством достижений информационных технологий. Молитвы on-line, проповеди и другие формы общения, которые проводятся одной протестантской конфессией и являются доступными в сети интернет, подхватываются верующими не только своей конфессии, но и другими гражданами, независимо от их вероисповедания. Такая ситуация, как показала практика, активизирует, в первую очередь, молодежь, имеющую свободный доступ к информационным сетям и интерес к предлагаемым темам, продуцируемый религиозным сегментом. К слову отметить, что теологические разногласия, в этих сложных условиях, несколько потеряли свою остроту, уступив место проблемам, связанным с жизнью в условиях COVID-19 и социально-евангелизационным вопросам, постоянную насущность которых, сложно отрицать. Таким образом, вкратце, можно охарактеризовать глобальный фактор влияния на протестантские конфессии и, собственно, их реакцию на происходящее.
В качестве краткого итога отметим, что сквозными вопросами, обсуждаемым в среде протестантских объединений, остаются вопросы, касающиеся традиционных ценностей семьи, образования и воспитания детей, гендерной идеологии, социального служения, особенно в условиях карантинных мер, сопряженных с пандемией COVID-19. Важным остается вопрос агрессии России против Украины, религиозные ограничения и нарушения прав и свобод граждан на временно оккупированных территориях Украины и аннексированном Крыму. То есть, несмотря на конфессиональные и организационные отличия, различную количественную представленность на религиозной карте Украины, в украинских протестантов есть много общего, от еще нерешенных проблем к тем направлениям, где протестанты могут быть особенно эффективными. Им есть, что сказать обществу и есть, куда приложить свои усилия для общего блага и гармонизации украинского общества.
Вита Титаренко, религиовед, доктор философских наук, старший научный сотрудник Отделения религиоведения Института философии имени Г.С.Сковороды НАН Украины
#тижденьподяки2021
______________________________
1 The Eternal Word Television Network, EWTN — американская католическая медиасеть, которая транслирует и распространяет теле- и радиопрограммы, издает печатные издания и тому подобное. Она была основана в США Матерью Марией Анжеликой от Благовещения, PCPA (настоящее имя — Рита Антуанетта Риццо) в 1980 г. Телевизионное вещание началось 15 августа 1981 г. из гаража Монастыря Богоматери Ангелов в Айрондейли, штат Алабама. (Монастырь тоже был основан матерью Анжеликой в 1962 году) ныне телевидение EWTN доступно в более 150 млн квартир в 140 странах мира.
Сеть не имеет владельцев или акционеров, только учредителей. По состоянию на 2018 год президентом EWTN является Майкл Ворсоу (англ. Michael P. Warsaw). Большинство финансов EWTN получает от пожертвований зрителей. EWTN является членом всемирной католической ассоциации по коммуникациям.

далее
Християнська газета "Вічний Скарб" № 9 уже в наявності!