Позиция Церкви относительно насилия в семье

Насилие в семье включает угрозу или нападение в любой форме – словесной, физической, эмоциональной, сексуальной, а также активное или пассивное пренебрежение, которое имеет место в действиях одного или нескольких человек против одного из членов семьи, независимо от того, находятся ли они в браке, связаны родственными отношениями, живут вместе или врозь, или же разведены. Современные международные исследования показывают, что насилие в семье является глобальной проблемой. Она касается людей любого возраста и национальности, встречается на всех социально-экономических уровнях, в семьях, как верующих, так и неверующих. Установлено, что этот вид насилия одинаково распространен в городах, пригородных районах и сельской местности.

Насилие в семье проявляется в различных формах. Это может быть физическое насилие одного из супругов по отношению к другому. Также эмоциональные оскорбления в форме словесных угроз, выражение ярости и гнева, подавление личности и непомерные требования, которые невозможно выполнить. Насилие может носить характер физического принуждения в рамках супружеских сексуальных отношений или угрозы совершения насилия путем запугивания на словах или на деле. Насилие включает также кровосмешение, плохое обращение или невыполнение обязанностей в отношении несовершеннолетних детей со стороны родителей или опекунов, результатом которых являются телесные повреждения или иной ущерб. Насилие в отношении пожилых людей может проявляться в физическом, психологическом, сексуальном или словесном злоупотреблении, а также разного рода злоупотреблениях или пренебрежении обязанностями в материальной и медицинской сфере.
Библия ясно говорит о том, что истинного христианина отличают его взаимоотношения с собратьями в Церкви и внутри семьи. Истинный дух Христов проявляется в любви, поддержке и укреплении других, а не в стремлении оскорбить или унизить окружающих. Для христианина абсолютно неприемлемы деспотический контроль или злоупотребления властью или авторитетом.
Ученики Христа, демонстрируя на деле свою любовь к Нему, должны проявлять уважение и заботу о благополучии других людей, не делать различия между полами и признавать право каждого человека на уважительное и достойное отношение. Неумение строить свои взаимоотношения на этих принципах в результате приводит к насилию над личностью и унижению ее достоинства, что попирает права человека, созданного и искупленного Богом.
Апостол Павел рассматривал Церковь как «дом веры» - как единую большую семью, где создаются условия для принятия, понимания и утешения всех ее членов, и особенно страдающих и нуждающихся в поддержке и помощи. Священное Писание представляет Церковь как семью, в которой личный и духовный рост происходит по мере того, как атмосфера измены, неприятия и печали уступает место чувствам прощения, доверия и сплоченности. В Библии также говорится о личной ответственности христианина за сохранение «храма своего тела» от осквернения, потому что в нем находится Бог.
К сожалению, насилие встречается во многих христианских семьях. И на это нельзя закрывать глаза. Насилие крайне негативно отражается на всех, кто к нему причастен, и часто надолго искажает восприятие Бога, собственной личности и других людей.
Мы исходим из представления, что Церковь обязана:
1. Заботиться о семьях, в которых имеет место насилие, и таким образом отвечать на их потребности:
а. Выслушивать и поддерживать тех, кто страдает от жестокого обращения, проявляя к ним любовь и утверждая в них чувство собственного достоинства;
б. Подчеркивать несправедливость насилия и выступать в защиту его жертв, как в среде верующих, так и в обществе;
в. Окружать заботой и поддержкой семьи, в которых проявляются насилие и жестокое обращение, стремясь обеспечить такие возможности, чтобы как жертвы насилия, так и лица, виновные в насилии, могли получать необходимые профессиональные консультации со стороны специалистов, работающих в Церкви или вне ее;
г. Поощрять подготовку и определение на работу дипломированных специалистов-членов Церкви, оказывающих профессиональные услуги, как единоверцам, так и местному населению;
д. Осуществлять служение примирения в тех случаях, когда раскаяние лиц, виновных в насилии, дает перспективу прощения и восстановления отношений. Раскаяние всегда предполагает полное осознание вины за совершенные поступки, готовность любым возможным способом возместить нанесенный ущерб, а также изменение поведения, исключающее возможность насилия;
е. Разъяснять на основе Евангелия характер взаимоотношений между мужем и женой, детьми и родителями, между другими членами семьи, а также ставить перед отдельными людьми и целыми семьями задачу достижения Божьего идеала в их совместной жизни;
ж. Защищать от гонений внутри семьи и Церкви, как жертв, так и виновников насилия, при этом решительно возлагая на последних полную ответственность за совершенные ими действия.
2. Способствовать укреплению семейных отношений путем:
а. Просветительской деятельности относительно вопросов семейной жизни, ориентированной на милосердие и включающей Библейское представление о взаимности, равенстве и уважении как неотъемлемых составляющих христианских взаимоотношений;
б. Более полного учета факторов, которые могут способствовать проявлению насилия в семье;
в. Разработки способов профилактики жестокого обращения и насилия, а также возможных рецидивов этих явлений, которые часто наблюдаются в семьях и среди представителей разных поколений;
г. Исправление укоренившихся религиозных представлений и культурных обычаев, которые могут использоваться для оправдания или скрытия случаев насилия в семьях. Например, хотя Бог наставляет родителей наказывать своих детей ради их исправления, это вовсе не дает права применять жестокие и карательные дисциплинарные меры.
д. Брать на себя моральную ответственность быть бдительным и чутко реагировать на случаи проявления насилия в семьях верующих, заявляя о полном неприятии такого поведения противоречащего христианским нормам, которыми руководствуется Церковь. Любые сигналы или сообщения о случаях насилия подлежат серьезному рассмотрению без преуменьшения. Равнодушие и бесчувственность членов Церкви в данном вопросе порождают потакание, увековечивание и дальнейшее распространение насилия в семьях.
е. Стремясь быть детьми света, мы должны рассеять тьму, скрывающую случаи проявления насилия в семьях наших верующих. Мы обязаны проявлять взаимную заботу, даже когда легче оставаться в стороне.
Материал подготовил Вячеслав Корчук, доктор практической теологии,
ректор Украинского адвентистского теологического института
Этот документ был принят на заседании Административного комитета Генеральной Конференции Церкви Адвентистов Седьмого Дня 27 августа 1996 и направлен для рассмотрения на годовом совещании Исполнительного комитета Генеральной Конференции в г. Сан-Хосе (Коста-Рика) 1 - 10 октября 1996 г.: esd.adventist .org
Данная позиция Церкви христиан Адвентистов седьмого дня соответствует принципам, выраженным в следующих текстах Священного Писания: Исх. 20:12; Матфея 7:12; 20: 25-28; Марка 9: 33-45; Иоанна 13:34; Рим. 12: 10, 13; 1 Кор. 6:19; Гал. 3:28; Эфес. 5: 2, 3, 21-27; 6: 1-4; Колос. 3: 12-14; 1 Фес. 5:11; 1 Тим. 5: 5-8.
Источник: family.org.ua

далее
Державна служба України з етнополітики та свободи совісті почала забезпечувати реєстраційні послуги для релігійних організацій