Тарас Антошевский, шеф-редактор портала религиозно-информационной службы Украины
Какие существуют результаты общественной и социальной деятельности украинских протестантов в 2020 — 2021 годах (Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций, Совет Евангельских Протестантских Церквей Украины, общественные организации, общественные движения; благотворительность, образование)?В этом году, по сравнению с 2020-м, разнообразная активность протестантов и не только увеличилась, потому что карантин был ослаблен и уже почти неощутим. И это, в свою очередь, побудило к более активным действиям и большему присутствию, в том числе и в масс-медиа.С одной стороны, мы видели активность на уровне Всеукраинского Совета Церквей, в формате участия в общественных мероприятиях. Были акции, которые особенно привлекли внимание, и о них говорилось на широкую публику.Это, к примеру, День Библии, когда презентовали Библию ручной работы. Понятно, что к этому проекту больше всего причастны именно украинские протестанты.Презентовали также проекты, к которым я был непосредственно причастен лично. Это в частности ниша «вера в профессии» или подобные этому активности, когда протестанты заявляют о своей деятельности не только в религиозной жизни, а также и в профессии. Нужно отметить, что эти проекты из года в год становятся все интереснее. Они уже не ориентированы лишь на узкий круг.Очень хорошо, когда к проектам присоединяется молодежь. Им дают советы, объясняют как работать и как жить в профессии, как христианам, а они имеют возможность общаться. Такого типа проекты, которые обращают внимание на практическое применение христианства, — более эффективны.Также важна тема защиты семейных ценностей. Здесь можно говорить двояко. Эта тема уязвима, поскольку позволяет не только проповедовать какие-то свои взгляды, давать позитивный расклад, но и оттолкнуть людей от себя, занимая слишком агрессивную позицию. В этом году было меньше агрессивных мер, как это бывало раньше, когда проявляли реакцию на активность ЛГБТ1 меньшинств. Сейчас акцент на послание больше положительных ценностей, и это лучше, потому что таким образом можно достичь лучших целей.Я не раз говорю на разных форумах, что украинских протестантов в процентах совсем немного, но в то же время их активность намного больше, нежели тех, кто относится к большинству. В частности, когда мы говорим о социальном служении. На это стоит равняться.Мне удалось пообщаться с различными протестантскими общинами на местах, посмотреть как они живут. Так можно увидеть гораздо интереснее, гораздо больше, чем на общеукраинском уровне, поскольку делаются конкретные дела, есть конкретные люди и т.д.Какой является конфессиональная динамика украинских протестантов за это время: прирост-потеря членства, активность в служении, развитие церковной инфраструктуры?Здесь трудно сказать определенно, если ты не являешься частью той среды. Можно не заметить самых деликатных процессов, которые существуют внутри, на низах.Я вижу в общем, по Украине. Процент общин верующих в целом не меняется: где-то существует прирост, где-то есть и небольшой спад.Активнее всего, на мой взгляд, институционально развиваются неопротестантские движения, группы, которые связаны с харизматическими лидерами, и не всегда являются образцами святости.За последние годы я наблюдал рост числа общин организации «Відродження». Но это другой подход. Или пример религиозной организации действующей, в первую очередь, как бизнес-структура. Это собственный проект и его приравнивать ко всем остальным не стоит. В конце концов, мы знаем, что отношение к самому Мунтяну и его деятельности далеко не однозначное, преимущественно негативное. Поэтому, когда мы видим рост этой организации, то это преимущественно его личная активность, именно как бизнесмена.Трудно сказать, происходят ли какие-то кардинальные изменения относительно охвата территорий, создания новых структур. Время от времени поступает информация о каких-то конфликтах на местах, когда отдельные лица, группы или общины отходят от общественности, создают свои отдельные поместные церкви, или присоединяются к кому-то другому.Сейчас выравнивается ситуация в одной из старейших церквей в Украине, — немецких лютеран. Надеемся, что эта Церковь, которая до недавнего времени вела борьбу только с минусами и длился ее внутренний развал, стабилизируется и начнет восстанавливаться, возродит свою внутреннюю атмосферу.В целом украинский протестантизм развивается, как и другие конфессии. Стабильность существует в том, что нет существенных изменений, плюс или минус. Но это только с внешней стороны. Возможно внутри есть что-то такое, что пока не попадает в круг медиа, однако повлияет на изменения в будущем.Какие вызовы деятельности украинских протестантов создает пандемия коронавируса и другие факторы?Коронавирус повлиял на всех. Не только на религиозные организации, но на всех людей. Поставил остро вопрос ответственности: с одной стороны, пасторы ответственны за свое служение, за то, что они доносят до своей паствы. Речь идет не о евангелизации, не о библейских размышлениях, а об отношении к ситуации, когда существует большая угроза жизни, как на это реагировать: то ли придерживаться строгих правил карантина, или призывать выступать против вакцинации и тому подобное. Все эти вызовы заставляют переоценить свое отношение к обществу, к общественным вызовам, до того, как мы будем работать в новых условиях.Мне кажется, что пандемия имела свои минусы в начале. Когда богослужения должны были перейти в систему онлайн, а не все были к тому готовы, или кто-то нарушал нормы и подвергал свою паству опасности. Кто-то приспособился к новым условиям быстрее, кто-то — медленнее. Это было вызовом, чтобы организовать полноценную жизнь, онлайн богослужения.Вторым вызовом было то, как организовать единство паствы. Кто-то может перейти в онлайн, кто-то нет, — особенно это касается старшего поколения, которое наиболее уязвимо с точки зрения социально-благотворительной помощи. Им нужно особое внимание.Я имел возможность наблюдать в разных церквях, в том числе и в протестантских, как быстро организуется внутренняя жизнь, в частности, организация помощи, доступа к интернету тем, которые его не имели. Далеко не все были готовы.Кроме того, возник вопрос при выходе из карантина, как собрать паству, что делать, чтобы она вернулась на богослужение в храм, в дома молитвы. Это был также вызов: как поведут себя отдельные общины, отдельные пастора в таких условиях.Следующее том, что коронавирус добавил соборности в плане единства верующих не только на приходском уровне общины религиозной организации, но и на общецерковном уровне, когда можно было присоединиться к богослужениям центральной церкви или областного уровня, епископов или руководства церкви. Поскольку до того это могли осуществить лишь те, которые ходили в те храмы, где служат епископы, старшие пресвитеры, старейшины церкви. А теперь появилась возможность приобщиться с помощью системы онлайн. Это было интересно, потому что верующие могли услышать не только своего пастора, но и других, услышать соборное мнение, принять участие в онлайн активностях, комментировать. Дух большой Церкви имел свои положительные последствия, особенно для тех, кто сумел это организовать. Это довольно позитивная вещь.Еще вызов заключается и в том, что коронавирус никуда не денется, будут новые волны и в этих условиях очень важно быть готовым к тому, что снова придется закрыться в домашних церквях.Кстати, важна тема домашней церкви, о которой говорят уже много лет. Теперь она обрела четкие формы: как организовать домашнюю церковь, как организовать обучение для тех, кто может вести небольшие группы, чтобы собиралось несколько семей. Я видел и наблюдал активности таких малых групп издавна, в частности, у баптистов. И сейчас они могут поделиться опытом.В этих условиях особенно возрастает внимание к церковным медиа: как они будут работать, будут ли помогать объединять церковь? Потому что коммуникации должны происходить именно через медиа: это сайты, фейсбук-страницы или группы в мессенджерах.Важно быть готовыми к следующим волнам, и чтобы эти медиа существовали, то есть, важно налаживание их профессиональной деятельности. Как по мне, одна из самых слабых страниц деятельности различных протестантских церквей — это внимание и отношение к своему медийному служению, в частности, выходу за пределы своей церкви, как сейчас говорят — пузыри.Вижу, что большинство крупных церквей не имеют такой активной политики в сфере медиа. Из-за этого они малозаметны, не имеют выхода на внеконфессиональную и светскую среду. Это часто неудобно. Нужно выходить за пределы привычного поля, где все свои, где ты говоришь, как думаешь, где говоришь на языке, на котором говорят в той среде, где употребляешь термины, которые вне той среды могут не понимать. Но сейчас, особенно в условиях либеральных и секулярных вызовов, тенденций в обществе, нужно быть готовыми к тому, что церковь должна быть в условиях карантина полностью онлайн. В то же время надо понимать, что это не только желание, чтобы церковь была менее активна, а стремление сделать так, чтобы Церковь вообще была менее заметна и не влиятельна. И собственно, нужно быть готовыми к положительному труду в пользу общества, не в форме войны и фронтов. Нужно действовать как Христос, а Он шел к грешникам, не боялся с ними говорить. Зато фарисеев, книжников, современных священнослужителей Он «строил». Нужно быть деликатным к пастве и даже к тем, кто в лагере оппонентов, пытаться их убедить методами, которые не оттолкнут, а привлекут к Христову стаду.Подготовил Максим Балаклицкий#тижденьподяки2021________________________________________1 ЛГБТ (англ. LGBT) — аббревиатура, возникшая в английском языке для обозначения лесбиянок (Lesbians), геев (Gays), бисексуалов (Bisexuals) и трансгендерных людей (Transgenders).