Надцерковные организации в нынешних условиях должны стать своеобразными сервисными центрами

Рассказывает Михаил Мокиенко, доктор философских наук, академический декан International Bible Seminary, США

Какие результаты общественной и социальной деятельности украинских протестантов в 2020-2021 годах (ВСЦиРО, СЕПЦУ, общественные организации, общественные движения, благотворительность, образование)?
Отвечая на этот вопрос, я сфокусируюсь больше на пятидесятническом движении. Сама природа движения и его возрождения в начале XX века не располагала к активной социальной деятельности из-за апокалиптических ожиданий.
Пятидесятническое движение мыслилось как возрождение духовной церкви в конце времен. В социальном смысле представители крещенных Святым Духом занимали следующую позицию: зачем инвестировать в мир, который скоро исчезнет? Для отечественного контекста большую роль сыграла религиозная политика Советского Союза, где существовала резкая антипатия к социальной деятельности церквей и отсутствие возможности ее проводить. Но пятидесятничество характерно тем, что очень часто в социальном смысле действует наперекор своим постулатам, которые начинают формироваться. И именно этот потенциал вытекает из эгалитаризма - идеи вовлеченности каждого человека в служение в различных его проявлениях, начиная от богословия, герменевтики, литургии и заканчивая социальной активностью. Эгалитаризм, впрочем, нивелируется отсутствием в среде пятидесятников унифицированной социальной доктрины. Поэтому отчасти сами обстоятельства жизни заставляют пятидесятников осовремениваться и в социальном смысле действовать на злобу дня. Но здесь преобладают ситуативные социальные проекты, которые не являются частью какого-то большого видения.
Например, ситуация в и после 2014 года, когда пятидесятники активно приобщаются к капелланскому служению медицинских служб на фронте, и тому подобное.
События 2014 года мощно повлияли на переосмысление общественной позиции. Но при этом дискуссии о пацифизме, апокалиптицизме и холистическом подходе к миссии продолжаются.
Если говорить о межхристианских и межвангельських организациях, о которых шла речь, то пятидесятники положительно относятся к экуменической деятельности. В контексте этих организаций сотрудничество продолжается. В то же время немало проектов реализуются личностно, каждой деноминацией отдельно. Возможно не хватает конструктивного лидерства, или отказа от каких-то своих деноминационных амбиций. Поэтому крупные социальные проекты не являются результатом межпротестантского общения, они проводятся мощными деноминациями, и разве что частично поддерживаются кем-то. Например, День Благодарения. Это межпротестантское мероприятие, с одной стороны, с другой - каждая деноминация хочет получить свои бенефиты от проведения подобных мероприятий.
Сейчас мне трудно оценить общепротестантскую социальную активность. Мне кажется, в пандемический период мы все еще в транзитном состоянии. Но, если смотреть глазами внешнего человека, протестанты после 2014 года стали более узнаваемы, их заметили в обществе.
Какова конфессиональная динамика украинских протестантов за это время: прирост-потеря членства, активность в служении, развитие церковной инфраструктуры?
Если говорить о пятидесятниках, динамика прироста остается достаточно высокой. Несмотря на то, что время активного численного роста пришлось на 90-е годы ХХ века. Если говорить о христианах веры евангельской, на это есть несколько причин. Начиная от эгалитаризма и вовлеченности каждого в миссионерскую деятельность и заканчивая пневмацентризмом крещенных Святым Духом, который направляет верующих к миссионерской деятельности. Здесь также нужно говорить и о «факторе Полесья», где преобладают многодетные семьи пятидесятников. Миссионерская деятельность, основанная на идее Святого Духа, вместе с демографическим фактором поддерживают определенный уровень прироста отдельных общин в эпоху «миссионерского кризиса» в отечественном контексте.
Развитие церковной инфраструктуры в последнее десятилетие имеет отчетливо прагматичный подход, который стремится сбалансировать особенности экклезиологических взглядов и вызовы современности. Например, пандемия нивелирует роль надцерковных образований в жизни поместной церкви. Поэтому надцерковные организации в нынешних условиях должны стать своеобразными
сервисными центрами, которые помогут поместным церквям в непростой период выполнить свое предназначение.
Какие вызовы деятельности украинских протестантов создала пандемия коронавируса и другие факторы?
Пандемия, в целом, поставила экклезиологические вопросы, которые предварительно не были очерчены в протестантской среде. Например, что делает Церковь Церковью? Или как относиться к делокализации поместной общины? На сегодня, в большинстве случаев сформировался определенный компромисс в сознании верующих и руководства церквей. Я бы его назвал попыткой гармонично совместить оффлайн и онлайн форматы.
Те вещи, которые были достаточно слабыми среди протестантов, еще больше ослабели во время пандемии. Если говорить на уровне поместных общин, речь идет прежде всего о душепопечительстве. В условиях пандемии, когда люди дистанцировались друг от друга, недостаток общения стал роковым для отдельных членов церквей. Сейчас в протестантской среде является попытка отреагировать на этот вызов. Похоже, что нынешняя эпоха - это период поиска простых, но действенных решений, воспользовавшись которыми поместные церкви могут иметь результаты. К сожалению, далеко не все руководители церквей поняли, что мир интенсивно меняется, соответственно, далеко не всегда осуществляется поиск простых и одновременно эффективных решений.
Подготовил Максим Балаклицкий
#тижденьподяки2021

далее
У що вірять адвентисти сьомого дня?