Коронавирус: экономический кризис и безработица. Ситуация в Украине и мире. Апрель 2020

Посмотреть видео

Александр - музыкант-пианист. Работает в Харьковской академий культуры, а также частно преподает музыкальные дисциплины - теорию музыки, обучение игры на фортепиано. Сейчас, в карантинное время, он также работает частным преподавателем. Однако несколько изменился формат его работы. Он придумал необычный способ учить игре на музыкальном инструменте онлайн.
Александр Войтко, преподаватель музыки: "Вполне возможно преподавать уроки по фортепиано через Интернет по видеосвязи. Именно так я и делаю. Самое главное - это то, чтобы ученик хорошо поставил свое устройство с камерой, чтобы были видны его руки, то как они находятся на инструменте. Если это юный пианист, совсем юный, нужно, чтобы я видел его осанку. Ну, а дальше - это моменты техники. То есть, чтобы он меня видел, ему достаточно поставить камеру, чтоб я показывал свою руку. Я приобрел себе штатив. Меняю тоже позицию. Сначала ставлю высокую позицию - телефон находится высоко. И по видео он видит мои две руки, если нужно показать именно какой-то фрагмент из произведения. Если ему нужно показать аппликатуру, то есть пальцы, какими пальцами играть, я снимаю телефон со штатива и показываю ему уже вблизи, так, чтобы он видел клавиши и мои пальцы, которыми я нажимаю эти клавиши».
Пианист рассказывает, что во время таких виртуальных занятий также использует режим демонстрации экрана. То есть, он в своем телефоне в программе заранее готовит ноты, теоретический материал. Включает «демонстрацию экрана» - и его ученик видит все то же самое, что и Александр в своем смартфоне. Таким образом ученик познает музыкальную теорию и может прочитать ноты. Один из плюсов такого преподавания - онлайн-занятия можно записать на видео и затем просматривать при необходимости. Кроме того, уроки можно делать короткие по продолжительности, но больше раз в неделю. Благодаря этому в ученика вырабатывается систематичность в занятиях. Кроме того, что учитель сразу после урока может дать ученику задание и через полчаса проверить. Так у музыканта-новичка формируется самостоятельность, присутствие педагога его не расхолаживает.
Александр Войтко, преподаватель музыки: "В другой сфере я не пробовал давать уроки онлайн. Я давал уроки только по музыке. Буквально это было несколько раз. Я планировал, как бы перейти к этому методу. Но я оттягивал этот момент. И вот находясь на карантине, все мы пришли к этому - дистанционному обучению".
Карантин заставил перейти на дистанционное преподавание и школьных учителей. А это не так просто. Например, по словам педагога средних и старших классов одной из харьковских школ Изабеллы Ващининой, в новом способе работы она столкнулась со сложностью самоорганизовать себя дома, где многое отвлекает. С самоорганизацией учащихся, которая во многом зависит не только от детей, но и от родителей. А также с тем, что интернет-связь с учениками не всегда бывает надлежащего качества.
Изабелла Ващинина, учительница средней школы: «Поменялся мой режим работы лично как преподавателя. Потому что естественно, мы на работу уже не ходим в обычном режиме. Мы работаем дома. А дома - это, конечно, очень сильно расхолаживает. Потому что, помимо того, что я преподаватель, я еще и мама, у которой дети на карантине, естественно, находятся дома. Что-то нужно сделать. «Мама, помоги!», «Мама, дай то-то», «Мама, сделай то-то».
В отличие от школьных учителей, преподавателям в вузах приспособиться к удаленной работе легче. Поэтому карантин внес в их рабочую деятельность не так много коррективов. Ведь многие из них практиковали преподавание онлайн еще задолго до карантина. Однако и у людей таких профессий необходимость работать только дома вызвала сложности.
Максим Балаклицкий, профессор кафедры журналистики: «В период карантина мне, конечно, стало работать труднее. Потому что это означает, что ты должен заботиться о своем расписании. Ты должен сам выставлять и каждый день защищать свои приоритеты. Когда весь твой день принадлежит тебе, то это означает, что на самом деле ты не совсем свободен. Ты не можешь, например, каким конкурентам твоей работе, таким как, твои предпочтения, здоровье, семья, служение, сказать «Нет, я сейчас занят».
Кому-то дистанционная работа по душе. Есть люди, которые только так и работают, например, программисты. А кто-то не может дождаться, когда снова вернется к привычной форме работы. Есть и такая работа, которую осуществлять онлайн почти невозможно. Отдаленно не могут работать врачи, правоохранители, спасатели, водители, сантехники, электрики и представители других профессий.
Максим Балаклицкий, профессор кафедры журналистики: «В дистанционной работы есть свои плюсы и минусы. Плюс, однозначно, тот самый, что люди не тратят время на дорогу на работу. Они не тратят деньги на это. Это экономит твои ресурсы. То есть, скажем, та же жена - она меньше заботится о том, чтобы каждый бесконечно тебе стирать рубашки, прихорашивать тебя. Минусы - это опять же то, что бремя самоорганизации ложится на тебя. Ты должен себя мотивировать. Как известная эта шутка: "Работая из дома, такой-то уже дважды на работу опоздал". Понимаете? Это означает, что время ускользает сквозь пальцы, и ты организовываешь сам себя. А это не так просто.
Сейчас, в период карантина, многие переживают трудности, в том числе финансового характера. У кого-то уменьшилась прибыль, а кто-то вообще остался без работы. В качестве примера, сейчас сильно страдает сфера туризма, так как границы закрыты, и путешественников, которые желали бы подвергать себя опасности, нет. И деньги на путешествия появятся, вероятно, еще не скоро. Парадокс в том, что большинство туроператоров и турагентов как раз и работали удаленно. Поэтому для них даже виртуальный способ работы не является спасительным. Как же найти позитив в это трудное время и не впасть в отчаяние?
Максим Балаклицкий, профессор кафедры журналистики: "На самом деле, всегда есть варианты. Там, где кажется, есть тупик, есть много своих путей. Прежде всего - это то, что можно виртуализировать, надо попробовать виртуализировать. На самом деле возможности современных средств коммуникации настолько являются большими, что большое количество профессий, даже тех, где человек работает руками, он может что-то облегчить, что-то оптимизировать, что-то перевести в онлайн. Это, например, контакты с клиентами, разного рода совещания, поиск рекламирования своей деятельности. Возможно, есть смысл потратить это время на поиск новых рынков сбыта, возможно, - усвоить новую смежную специальность."
На получение новых навыков не обязательно нужны деньги. В ютубе есть курсы, где подробно объясняют, как менять гайки, ремонтировать автомобиль, класть плитку. Таким образом можно получить много профессий, не выходя из дома. Период карантина стоит потратить не только на развлечения и бесцельный отдых. Это подходящее время для переосмысления, понимания того, куда движется мир, что я могу и хочу, поиска новых возможностей. С таким подходом те изменения, которые придут после карантина и окончания эпидемии коронавируса, предскажут не только плохое, но и хорошее.
Галина Кушнир, Александр Федоров, Харьков, "Вісті надії"

далее
Корисні солодощі? Що купують українці