Рассказывает Руслан Кухарчук, председатель общественного движения "Всі разом", президент ассоциации «Новомедиа».
Какие результаты общественной и социальной деятельности украинских протестантов в 2020-2021 годах (ВСЦИРО, СЕПЦУ, общественные организации, движения, благотворительность, образование и т.д.)?2020-2021 годы стали довольно нетипичными из-за ковида и карантина не только для Украины, но и для всего мира. Это стало шоком для общества, для образования, бизнеса и вообще для всего. Но для религиозных организаций и церквей стало вызовом не только организационным, но богословско-доктринальным, ведь собрание вместе является не просто традицией, но и установкой, зафиксированной в библейских текстах. Поэтому были ограничения и невозможность проводить церковные богослужения на протяжении нескольких месяцев и церквям пришлось перестраиваться. Мне показалось, что церкви неплохо с этим периодом справились. Состоялось очень мощное и быстрое развитие медиакоманд и медиаслужения в церквях. Мы, как ассоциация журналистов ассоциации «Новомедиа», которая уже 17 лет, начиная с 2004 года, работает для того, чтобы стимулировать развитие медиаслужений и медиадепартаментов в церквях, всячески этому помогая, и организационно, и информационно, и просветительски. Можем констатировать, что это развитие происходило постепенно. Здесь можно сравнить 2019 с 2004 годом. Но 2020 заставил церкви и религиозные организации быстро, высоким нетипичным темпом развивать свои медиа отделы для обеспечения онлайн-трансляций богослужений и даже домашних групп. Многие домашние группы проводились через цифровые технологии, типа зум или что-то подобное. Здесь можем констатировать, что с одной стороны Церковь достаточно дисциплинированно прошла карантин, законопослушно себя вела, а с другой стороны, очень активно развивала свои медиа отделы, для того чтобы продолжать выполнять прямую установление собираться вместе, находиться в общении с братьями и сестрами. Хотя, конечно, это как исключение, и попытка вернуться к живому общению, живым собраниям, участию в таинствах, в том числе причастии, она является приоритетной и, слава Богу, такая возможность вернулась.Какова конфессиональная динамика украинских протестантов за это время (прирост-потеря членства, активность в служении, развитие церковной инфраструктуры)?Те же карантинные ограничения привели к уменьшению активности в служении людей внутри поместных общин, в том числе церквей на уровне своих городов. Часто это было объективно, потому что была ограничена публичная деятельность и Церкви пытались быть лояльными к решениям органов власти и воздерживались от публичных мероприятий, уличных и в помещениях. Поэтому, конечно, активность упала, по крайней мере в течение года, с марта 2020 до апреля-мая 2021 годов. Где-то только в июне церкви вернулись к регулярным богослужениям, в нормальном формате, когда уже не было жесткого требования, в том числе, расстояния между стульями. Чувствуется, по моим наблюдениям и свидетельствам многих священнослужителей, с которыми мы общаемся, что в церкви вернулись больше-меньше людей, чем было до карантина. Некоторые привыкли к медиаприсутствию и участвуют в онлайн-трансляциях. Они к этому так привыкли, что уже не возвращаются на традиционные собрания. Но я надеюсь, что это временное явление и Церкви прилагают усилия, чтобы вернуть докарантинную активность как организационной деятельности, так и привлечение церквей в формате посещения богослужений, домашних групп и в формате участия в церковной жизни. При нынешних обстоятельствах для церковного лидерства надо будет выявить новые лидерские качества, это во многих случаях, заново мотивация, мобилизация и большое значение имеет и будет иметь персональная пассионарность церковного лидерства, пасторов и служителей, которые смогут создать центробежную силу, которая заново мобилизует людей для активного служения. Здесь и дело проповеди, и дело возвращения к программам, которые восстановят определенные графики и определенную дисциплину.Какие вызовы деятельности украинских протестантов создала пандемия коронавируса и другие факторы?Главный вызов - это найти формы организационного служения и культовой деятельности, то есть такой саморелигиозной деятельности в этих новых обстоятельствах. Это реальный вызов. Если с организационными вызовами можно справиться с помощью медиатрансляции, то с культовыми вызовами, например, причастие, это была серьезная богословская дилемма для многих людей, особенно для католиков, православных частично, то что причастие может происходить только при физическом присутствии 2-3 и больше людей, которые в единстве, в молитве символизируют тело Христово. При отсутствии возможности, например, собраться в церкви, для многих это было богословским вызовом, поэтому люди делали это в домашних группах. Для кого-то это стало поводом переосмыслить свое богословское понимание этих библейских установлений. Вызовы были организационные и богословские.Мне кажется что были точки напряжения между пасторами и священнослужителями низового звена и епископами или главами церквей и конфессий. Иногда казалось, что главы церквей и конфессий были более лояльны к регуляциям, которые идут со стороны государства, чем поместные общины, которые были более склонны сохранять традиционный уклад богослужений, не обращая внимания на карантин. И поэтому иногда возникали определенные напряжения. Но мне кажется, что все же неплохо прошли, с этим всем справились, кто-то, где-то, что-то переосмыслил. И точки напряжения - тоже позитив, потому что это помогает усовершенствовать некоторые процессы, механизмы, и в том числе понимание.Подготовил Максим Балаклицкий#тижденьподяки2021