Дистанционное обучение во время карантина. Формат нового образования

Посмотреть видео

Дистанционное обучение. Общенациональный карантин, который должен был длиться до 3 апреля, продлен на 21 день - до 24 апреля включительно. Такое решение приняло Правительство. Все учебные заведения, независимо от формы собственности и сферы управления, должны продолжить карантинные меры к соответствующему сроку. Поэтому, дистанционное обучение продолжается. Его формы и форматы. Преимущества и минусы такого обучения в школах и университетах. Об этом в сюжете.
Элина отвечает учительнице на дистанционном уроке. Так на карантине сейчас проходит дистанционное обучение. Дома по видеосвязи с учителем общается весь класс. Элина уже в девятом - в этом году должна была сдавать государственную итоговую аттестацию, но из-за карантина ее отменили. Удаленные занятия девушке нравятся, но у них есть и минусы.
Элина Степанюк - школьница: "Дома ты сидишь где хочешь: то ли на кровати, под одеялом, с подушками, с чайком, с шоколадкой. Минус заключается в том, что ты общаешься с учителями, со своими одноклассниками не вживую, то есть это через экран. Еще есть минус в том, что ты можешь отвлекаться на какие-то предметы, даже на свой гаджет, если там какая-то смс-ка придет. Что-то ты сразу смотришь, и какие-то основные моменты можешь упустить. То есть, трудно сконцентрироваться на самой теме."
Формат подачи материала у каждого учителя свой. Прямые трансляции, электронные ресурсы заменили привычный способ обучения. Но если занятия проходят в интерактивной форме - ученики усваивают учебный материал эффективнее.
Элина Степанюк - школьница: "Каждый учитель имеет свой формат: кто-то показывает презентации, кто-то рассказывает просто словесно, кто-то рисует на листочках. Например, математика. Ну как без доски? Он все: учитель пишет на листочке и потом нам все объясняет, показывает. Есть свои нюансы в учителей, которые уже немного постарше, они немножко, возможно, что-то технически не до конца понимают, мы им подсказываем это все, как нужно лучше делать."
Министерство образования и науки общих рекомендаций по дистанционному обучению в школах давать не берется, ведь в сельских местностях не все возможности могут быть доступными. Поэтому обучение в разных регионах может отличаться.
Владимир Божинский - руководитель экспертной группы директората дошкольного и школьного образования: "Какие-то общие рамочные рекомендации по организации такого процесса могут быть расценены как вмешательство в автономию учителя и в автономию заведения. Учреждения общих и средних возможностей с ограниченными возможностями по материально-технической базе и кадрах просто не смогут их выполнить. Поэтому здесь действует принцип автономии".
В дистанционном обучении важно, чтобы педагоги постоянно поддерживали связь с учениками, используя технологии: присылали и проверяли задания, организовывали видеоуроки Однако, не менее важна самоорганизация учеников. Если учебная программа будет выполняться по плану и уроки будут начитываться вовремя - летом учащиеся не будут учиться.
Владимир Божинский - руководитель экспертной группы директората дошкольного и школьного образования: "Если он (педагогический работник) все-таки организует процесс дистанционно и соответственно отчитывает соответствующий материал, организует контрольные мероприятия, чтобы тематические оценки выставить и т.д, то это одна история. Мы говорим тогда о выполнении учебного плана и получении образования. Если мы говорим, что заведение общего среднего образования, в принципе, может пойти на простой и не сможет организовать дистанционное обучение, соответственно, учебный план выполнен в период карантина не будет. Тогда действительно, после того, как карантинные мероприятия будут уже сняты, речь пойдет об уплотнении, скажем так, учебного процесса, об уплотнении тем, которые будут соответствовать времени, отведенном на их изучение в рамках классического учебного года."
Уже известно, что даты составления пробного ВНО перенесены из-за карантина. Тестирование состоится в конце мая или в начале июня.
Сергей Штурхецкий - доцент кафедры журналистики Национального университета "Острожская академия": "Впрочем, если будет перенесено ВНО, то будет, соответственно, перенесена и вступительная кампания. А это значит, что мы можем с вами так же теперь начинать свое обучение в вузах, как и в Европе, с первого октября, а не с первого сентября."
Для университетов дистанционное обучение не является новинкой. Ведь там преподаватели и так повседневно используют технологические возможности. Сергей отмечает, что такое образование может быть даже интереснее, чем оффлайновое. Ведь, несмотря на карантин, есть студенты, которые совмещают учебу с работой - таким теперь не нужно отрываться от своих дел, чтобы побывать на лекции.
Сергей Штурхецкий - доцент кафедры журналистики Национального университета "Острожская академия": "Мне кажется, что все зависит так же не только от студента, опять же говорю. На старших курсах, мне кажется, студенты уже умеют себя каким-то образом контролировать. Но в том числе и от преподавателя - насколько можно заинтересовать студентов материалом, подачей, возможно, не такой стандартной. Я, например, очень использую наши видеовстречи для того, чтобы иметь беседу, дискуссию со студентами."
Однако такие методы связи со студентами используют далеко не все преподаватели. Кто-то присылает студентам лекции с вопросами, а кто-то, только прислав задания, требует за несколько часов отправить выполненную работу без соответствующих для нее лекций. Староста третьего курса Лиана считает, что учебный подход преподавателей лежит на их совести.
Лиана Калашникова - студентка: "У нас есть новый преподаватель, который появился у нас в этом семестре. Мы с ним лично еще не знакомы. Но это единственный преподаватель, который предложил нам общаться по видеокамере. Наша группа, все сразу, ему аплодировали, потому что действительно такая инициатива приятная, потому что, так как мы учимся на контракте, мы знаем, за что мы платим свои деньги и мы знаем, какой лучший материал мы от него получим."
Лиана рассказывает, что минусов в дистанционном обучении все же больше. Неорганизованность в учебном процессе, недоступность преподавателей, необъективность в оценке, отсутствие стимула и контроля в выполнении заданий. Но и там девушка нашла положительные стороны.
Лиана Калашникова - студентка: "Плюс такого обучения, в том, что каждый сам может понять, насколько нужна ему эта профессия. Если, например, я знаю, что мне эта профессия нужна, и вместо меня никто сегодня не напишет тот сценарий, который нам задали. Я встаю, я это сама все делаю и довожу себе, что я это сделала сама, и это делаю не на оценку, а на свой результат. У меня была такая плохая привычка - откладывать всегда все на последний момент, а сейчас я стараюсь делать все вовремя."
Методов, форматов и подходов в дистанционном обучении предостаточно. А вот подача материалов для изучения и способ коммуникации действительно зависят от педагогических работников. Усвоение новой информации и добросовестное выполнение задач - от учеников. Создавайте группы в вайбере, телеграмме, проводите скайп-вебинары, добавляйте креативные материалы. Главное здесь - не терять связь и совесть.
Яна Емченко, Евгений Луговец Киев, "Вісті надії"

далее
Стартує онлайн-проект «Сімейний Марафон 2020»