Виталий Обревко - пастор, специалист в области еврейских исследований - рассказывает о вопросах владения и наследования земли в библейские времена.
Поскольку Украина не является библейским государством и в своей государственной деятельности не управляется непосредственно законами Библии, давать оценку новому закону могут специалисты в области земельного права. Я хочу акцентировать внимание на том, что говорит Библия о земле как о собственности и территории. Не владение, а управлениеС самого начала, когда Господь создал землю, Он дал ее Адаму и Еве как управляющим, а не как владельцам. Они должны были владеть ею, ухаживать за ней и беречь ее, а также все, что находилось на ней: флору и фауну. Они не могли распоряжаться ею как владельцы, так как Создатель доверил им землю на правах управления. Владельцем земли оставался Господь. В первой главе Библии написано: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). После грехопадения человечество утратило это право управления, и его незаконно получил сатана. Об этом есть упоминание в книге Иова: «И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее» (Иов.1: 7). После Потопа Господь избирает еврейский народ для того, чтобы доверить ему небольшую территорию земли, землю Ханаанскую - плодородный полумесяц на стыке трех континентов: Азии, Африки и Европы. Позже она будет названа в Священном Писании Землей Израиля. Бог пообещал, что даст ее Аврааму и его потомкам: «В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев, и Иевусеев» (Быт.15:18-21). Хотя Авраам не получил ее лично, эта земля стала наследием еврейского народа после завоевания Ханаана. Все это произошло из-за нечестия живших на той земле и верности Бога Своему обетованию. Он это пообещал и выполнил: «А в четвертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт.15:16).Еврейский народ, выйдя из Египта, завоевал землю Ханаанскую, после чего она была разделена между одиннадцатью племенами. Каждое из этих племен разделило землю между родами и семьями. В то же время, так же, как и Адам получил право от Бога на пользование планетой, так и Израиль получил право на управление, пользование своей землей. Однако права ее продавать, обменивать, отчуждать или относиться к ней как будто это было их собственное имущество, они не имели.Верность завету как гарантия управленияЕврейский народ на своей земле был только управляющим, как и Адам. Право управлять ею Господь поместил в условия Завета, который Он заключил с избранным народом. Верность Завета была для Израиля залогом и гарантией управления землёй обетованной. Когда они были верны Господу, то Он благословлял их на земле: они на ней безопасно проживали, пользовались ее благами, Небесный Владыка посылал им все необходимые ресурсы: дожди, урожай, здоровье, долголетие, прирост скота, защиту от врагов и диких животных. Но когда народ Израиля нарушал завет, договор с Богом, Господь на время лишал их земли, чтобы они покаялись, как это произошло в случае с Вавилонским пленом. После того, как народ снова обращался, Господь возвращал землю в их пользование. Бог заключил с народом Завет, и это был основной договор о пользовании землей, потому что в нем подтверждалось это право Израиля.Передача по наследствуПо закону, владеть землей на территории Ханаана имели право только евреи, потомки Авраама из двенадцати колен. Если язычники обращались к Богу Авраама, Исаака и Иакова и становились гражданами Израиля, они не имели права получать землю в наследство, хотя и присоединялись к одному из племен. Им поручали определенную работу, благодаря которой они могли зарабатывать. В книге Второзаконие, в 29-й главе, сказано: «Вы стоите пред лицем Господа, Бога вашего, начальники колен ваших, старейшины ваши, надзиратели ваши, все Израильтяне, дети ваши, жены ваши и пришельцы твои, находящиеся в стане твоем, от секущего дрова твои до черпающего воду твою». Люди, присоединившиеся к еврейскому народу, осваивали эти две профессии: заготовку дров и черпание воды. Права на землю они не имели, не могли владеть территорией, иметь надел.Но в Библии есть определенные исключения: Урия хетт (муж Вирсавии, военачальник Давида) и Халев, сын Иефонниин, который был одним из двенадцати разведчиков, которых послал Моисей в Землю Израиля. Поскольку отец Калева был кенизеянин, который, скорее всего, обратился к Господу, его сын получил Хеврон и окрестные земли в наследство. Можно сказать, что Халев и Иисус Навин как сотрудники в завоевании Ханаана имеют и символический смысл. Неслучайно еврей и нееврей по происхождению получили землю, выжили в течение сорока лет и свидетельствовали, что Господь не смотрит на лицо. И если человек действительно верен, выполняет заповеди Его всем сердцем, всей душой, то Бог таким даже делает исключение, позволяя владеть землей в Израиле.Земельный вопрос во времена Нового ЗаветаЕсли говорить о наследовании земли в новозаветные времена, то там ситуация осложнялась, поскольку Земля Израиля в то время не была во владении самого Израиля. Мы знаем о самаритянах - нации, которая возникла по причине смешивания народов Месопотамии с евреями. Самаритяне уже владели территорией, которую сегодня называют Самарией.Часть Галилеи тоже принадлежала другим народам, которые поселились там после завоеваний Александра Македонского: это Декаполис или земля Гергесинская или Гадаринская. Там тоже уже жили греки и эллинистические сирийцы.В первом веке не все было просто в земельном вопросе, сам Израиль не имел права безраздельного владения своей землей, был разделен на провинции Римской империи. Кроме того, надо учитывать большую диаспору, которая уже тогда была рассеяна по всему тогдашнему миру: Северной Африке, Египту, в частности, Александрии, на территории нынешней Турции (Малая Азия), Италии, в Риме, в Греции, на территории Сирии, в Антиохии и даже в Месопотамии. Таким образом, если бы каждый еврей захотел иметь участок земли в Палестине, то не получил бы даже клочка, потому что земли не хватило бы на всех. Кроме того, в библейские времена женщины (жена, мать или дочь) не имели права получать землю в наследство после смерти мужа (отца, брата), поскольку сами были частью имущества. Также не могли получить в наследство после смерти хозяина часть земли раб и прозелит (обращенный из язычников).Апостол Павел и наследование землиАпостол Павел, зная эту ситуацию, в своем Послании к Галатам дает надежду тем, кто принял Иисуса как своего Спасителя и стал частью «духовного» Израиля. Теперь уверовавшие язычники могли стать наследниками Небесного Ханаана, детьми Авраама благодаря Мессии. Он пишет: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3: 28-29). Те из еврейского народа, кто были физическими потомками Авраама, также и язычники, которые поверили в Иисуса и стали духовными детьми патриарха, получали право наследовать гораздо больше: не территорию земного Израиля, а Небесный Ханаан - Царство Божие. И все это было возможным благодаря вере в Иисуса Мессию, ведь все человечество в Нем получало усыновление. Ведь усыновление - это и право на наследование.Поэтому Павел пишет не об отмене национальных различий, половых и социальных ролей, а о праве наследования. Он говорит: нет теперь ни мужского пола, ни женского, нет теперь ни иудея, ни язычника; нет теперь ни свободного, ни раба, - и все это в контексте наследования Небесного Ханаана. Он называет тех, кто имел право на землю Израиля: мужчина, свободный человек, еврей, и тех, кто не имел такого права: женщина, раб и язычник. Теперь каждый человек, независимо от национальности или расы, мужчина и женщина, свободный и раб, которые приняли Иисуса как своего личного Господа и Искупителя, Сына Божия, и доверили ему свою жизнь, получают статус Божьих детей, а значит, и право поселиться в Его небесных обителях. Фото - Изреельская долина, Израиль