Бьет - значит любит?

«Люби жену как душу, а тряси как грушу», «Жена не битая как миска немытая», «Бьет - значит любит». Еще с древних времен в украинском фольклоре распространялись подобные пословицы. К сожалению, и сейчас, в 21 веке, имеет место представление, что бить свою вторую половину - это якобы норма. Среди других типов домашнего насилия физическое по распространенности занимает третье место. Часто является последней каплей терпения. Те, кто столкнулся с физическим насилием в своей жизни, понимают: избиение, пощечины, толкание, пинки, кусания и другие действия, которые причиняют боль, далеки от настоящей любви. Более того - такие издевательства могут привести к увечью или даже смерти.

Ольга - пострадала от домашнего насилия: «Агрессия давно была. Не так часто, как это... Что-то не так сказала, что-то не понравилось ему, что-то не сделала, как он пришел с работы. Слово за слово. Иногда можно было промолчать. А иногда что-то в свою защиту нужно было сказать, за что и получала». Была жертва я. Но потом как-то, чтобы не распылять накал. Но потом, как уже коснулось дочери, тогда уже все...».
Ольга родом из Полтавщины. Вышла замуж за харьковчанина, гораздо старше ее, и переехала в Харьков. Рассказывает, что сначала в семье, казалось бы, все было в порядке. Но потом муж стал проявлять жестокость к ней. Женщина терпела.
Сдерживал жилищный вопрос - ей некуда было идти с дочерью. Но когда агрессор начал бить своего родного ребенка, терпение женщины лопнуло. Однажды отец так избил дочь, что девочка даже попала в больницу.
Ольга - пострадала от домашнего насилия: «Сложно стало жить с мужем. Я решилась на этот шаг только через дочь. В дочери переходный период. Детский или, может, уже не детский максимализм проявляется. У нас папа довольно сложный человек. Чтобы у нас все было так, как он сказал. Началось происходить насилие над дочерью. Он начал очень... Они перестали совсем ладить между собой. И он начал ее очень бить. Если я заступалась, попадало и мне. Я видела, что дочь удаляется, что у нее голова забита другим, что она просит: «Мама давай, я уже не выдерживают. Давай куда-то поедем, давай что-то будем решать...».
Временный бесплатный приют, поддержку и вдохновение жить дальше Ольга получила в Харьковском центре оказания помощи пострадавшим от насилия. Ее подруга нашла координаты мобильной бригады социально-психологической помощи в Харькове. А уже работники бригады направили Ольгу к центру.
Ирина Краснолобова - директор Харьковского центра оказания помощи пострадавшим от насилия: «За последние несколько лет, и в Харьковской области, и в городе Харькове, существенно изменилась и инфраструктура, и увеличилось количество субъектов, реагирующих на случаи насилия. Например, с ноября 2015 года в Харькове и Харьковской области, двух регионах Харьковской области, работают четыре бригады фонда ООН в отрасли народонаселения».
По словам Ирины, мобильные бригады социально-психологической помощи направлены на выявление пострадавших от насилия, предоставление первичной психологической помощи, информирование этих лиц о том, куда они могут дальше обратиться за помощью на более длительный срок. Кроме того, в Харькове и области работают приюты для жертв насилия. Заработали мобильные бригады реагирования от правоохранительных органов с проектным названием «Полина».
Ирина Краснолобова - директор Харьковского центра оказания помощи пострадавшим от насилия: «Приют рассчитан на десять мест для одновременного пребывания женщин. Если мы будем говорить о европейских стандартах предоставления услуг, то следует обратите внимание, что формула и количество мест в подобных приютам рассчитывается по формуле одно место на десять тысяч населения. Понятно, что мы немного не дотягиваем до этого европейского стандарта. Но тем не менее появление приюта стало первым осознанным хорошим шагом для того, чтобы было понимание, что такая услуга нужна».
В среднем через приют проходят около 50 жертв насилия. Там они могут находиться до трех месяцев. Однако каждую ситуацию рассматривают отдельно. С пострадавшими работают социальные работники, психологи, юристы, которые помогают определить для клиентки индивидуальный план работы. Адрес приюта является засекреченным для безопасности клиентов и работающего персонала. В марте 2019 года было открыто дневное отделение Харьковского центра оказания помощи пострадавшим от насилия. Всего за полгода работы в центр обратились более полутысячи человек.
Елена Гладких - социальный работник Харьковского центра оказания помощи пострадавшим от насилия: «С пострадавшими личностями у нас в центре также работает социальный работник, который помогает восстановить отношения с родственниками, с близким окружением, помогает социализироваться в поисках работы, также в поисках жилья, может быть. Помощь в трудоустройстве детей при необходимости в садики, школы. Также с ними работает юрист при необходимости, если это алименты, развод, какие-то моменты опеки над ребенком. То есть, консультацию проводят все специалисты, которые могут понадобиться клиентам».
Кроме этого, в центре проходят группы взаимопомощи, где клиентки общаются между собой. Когда женщина, которая только попала в такую ситуацию, видит, что есть человек, у которого получилось разорвать круг насилия, это вдохновляет двигаться дальше. Еще работает социальная мастерская. Это своеобразная арт-терапия. Женщины изготавливают разнообразный хенд-мейд - натуральное мыло, кукол, изделия в технике декупаж. Как говорит Елена, которая проводит такие занятия, мелкая моторика помогает восстановить психоэмоциональное состояние, сосредоточиться на чем-то одном, успокоиться. А также понять, что нет ничего невозможного, если приложить усилия. Некоторые клиентки используют полученные навыки для заработка в домашних условиях, например мамы в декрете.
Елена Демянник - заместитель директора Харьковского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи «Доверие»: «За последние годы проблема насилия, потому что она актуальна, она уже у всех на слуху, больше граждан ответственных в городе Харькове стало, которые сообщают о том, что где-то происходят в семьях, у соседей, у родственников какие-то конфликты. И, возможно, нужно обратить какое-то особое внимание на эти семьи. И обращаются к нам с просьбой посетить и проверить, действительно ли нужна этой семье или какому-то отдельному человеку помощь».
Как рассказывает заместитель директора центра «Доверие», в случаях таких обращений, срочно формируется команда из психологов и социальных работников. Специалисты посещают семью, где происходят такие проблемы и выясняют, действительно ли имеет место насилие. Приглашают семьи на консультации. Однако без согласия последних социальные службы повлиять на ситуацию не могут. Поэтому лучше, чтобы за помощью обращались не сочувствующие свидетели семейных сцен, а жертвы насилия или агрессор, который стремится измениться. В следующем сюжете мы расскажем о сексуальном домашнем насилии и о том, стоит ли жертве продолжать жить с обидчиком.
Галина Кушнир, Александр Федоров, Харьков, "Вісті надії"

Видео

Бьет - значит любит?

Рокфеллер був один з благодійників засновника Сполучених Statesthe Фонду Рокфеллера, який пожертвував великі суми на медичне дослідження, зокрема, для боротьби з жовтою лихоманкою.

далее
Рукописна Біблія