У нас у каждого своё служение, свой труд, не остаётся времени находить недостатки в другом

Пасторская семья Марина и Олег Василенко недавно отметили 35-й юбилей семейной жизни.

Вы когда-нибудь думали, что будете женой пастора?
Марина: Даже мысли никогда такой не было. Мы были простые члены церкви, жили в Харькове, работали, у нас уже было двое детей, когда в 1992 году Олега приглашали на служение, вначале не соглашались. Но, когда начали приглашать более настойчиво, мы согласились.
Где Вы жили, работали, как пришли в церковь?
Олег: Мои мама и бабушка были членами церкви, я вырос в церкви. Когда стал вопрос кем быть? - где учиться, работать, выбора учиться в то время для верующих не было, нужно было найти работу, где бы суббота была нерабочим днём.
Пока не думал стать пастором, окончил техническое училище связи, работал в связи так же, как мой дедушка и дядя на телефонной станции.
В Харькове есть здание Дворец Труда, в центре города занимает целый квартал, на её территории находилась ведомственная телефонная станция, где я и работал. В помещении стояли высокие железные шкафы, подключена целая система проводов. Мы протягивали телефонные линии, ремонтировали, обслуживали весь Дворец.
Вы когда-нибудь в то время фантазировали, что будут современные телефоны, для которых не нужно будет много места и проводов?
Олег: Даже представить такое не могли. Я работал при трёх поколениях телефонных станций. Те, кто жил в советские времена, помнят, что, когда проходили мимо старых телефонных станций, слышали грохот от работы оборудования. Это была декадно-шаговая, потом координатная - тише щёлкала, когда уходил с работы, у нас стояла уже квазиэлектронная, а сегодня огромная станция помещается в чемоданчике в книжном шкафу. Остались люди, которые обслуживают специальные линии. Я обслуживал телефонную станцию, но моя профессия в том виде, какой она была, умирающая.
Вы сами приняли решение стать членом церкви или потому что мама и бабушка были членами церкви?
Олег: Детей воспитывали в христианском духе, родители всегда брали детей с собой. Те, кого я помню с детства, до сих пор посещают церковь (во многом благодаря этому). Когда повзрослел, нужно было переосмыслить и самому решить – ходить или уйти, и это важно – сделать свой выбор. 23 августа 1981 года в День города Харькова почти в двадцать лет принял крещение. Крестил пастор Николай Осьмачко на реке недалеко от церкви. Вначале никого не было, но на обратном пути нас задержала милиция.
Мир предлагает всегда что-то другое, и дети, пусть неосознанно, но привыкают жить в такой атмосфере, но я выбрал путь с Богом.
А Вам мир предлагал что-то другое?
Олег: Как-то Бог хранил меня от ненужного. Когда перешёл в пятый класс, пошёл в музыкальную школу, она расположена в другом конце города, времени на развлечения не было. Когда был в шестом классе, мы переехали. Друзьями обзавестись не успел, жил в одном районе, в музыкальную школу ездить нужно было далеко в другой район, школа в третьем, поэтому времени на что-то кроме уроков, не было. Окончил девятый класс и музыкальную школу, играл на домре. Учился в новой, хорошей музыкальной школе, приходил к нам в школу преподаватель Фёдор Игнатьевич Каравай из консерватории. Он был доцентом, а когда я окончил музыкальную школу, он уже стал профессором. Было бы у меня желание стать музыкантом, я бы им стал, возможности были.
Марина: То, что он получил музыкальное образование, ему пригодилось в жизни. Удо Соколовский организовал группу «Екклезиаст», в те восьмидесятые года это была наша супер-группа, они играли на высоком уровне. С Георгием Титковым они организовывали концерты, выступления, а Олег играл в группе у Титкова на бас-гитаре. Мы все пели в хоре. Олег с листа может читать партию.
В какой семье вы выросли?
Марина: Моя мама немка из Поволжья, там был немецкий национальный округ. Но во время войны всех немцев вывезли и отправили на каторгу. Бог хранил всю мамину семью, пройдя каторгу, все остались живы. Мама тяжело работала, после каторги жили на спецпоселениях в Ханты-Мансийске по 1956 год. Мой папа сибиряк с Тобольска, не знаю, какими путями оказался в Ханты-Мансийске, но, встретив маму, не побоялся и женился на ней. В 1956 году Хрущёв разрешил всем немцам Поволжья выдать документы, и у них появилась возможность уехать. Так половину Союза они проехали из одного места в другое, от одних немцев к другим, которые приглашали их жить. Жили на родине папы, он работал лесником. Жить было тяжело, из-за сильных снегопадов добираться в село было невозможно, а нам с сестрой нужно было учиться в школе. Мама написала знакомым немцам, те пригласили жить под Ростовом-на-Дону. Мы уехали в совхоз, и жили там, пока не окончили школу.
По маминой линии бабушка была лютеранкой, дедушка изучал Библию. Так ещё до войны он узнал о субботнем дне, стал соблюдать субботу. Когда он сказал бабушке, та вначале не соглашалась, говорила, что «это наше родное», и соблюдала воскресенье. Дедушка учил своих детей, что нужно святить субботу и мама была на этом воспитана, поэтому в детстве у меня было заложено, что есть Бог, Который всем руководит, и что в субботу работать нельзя. В школе я была как все – приняли в октябрята, пионеры, осознание пришло позже. В это время мама начала искать верующих, которые святят субботу. Нам ничего об этом не говорила, но начала ездить в Ростов по субботам. Папе ничего не говорила, а нам с сестрой Светланой начала рассказывать, что познакомилась с хорошими людьми, они верующие, ходила с ними в церковь. Повлияло ещё то, что для всех окружающих мы были немцы, хотя папа запретил маме разговаривать дома на немецком языке и учить детей. Отношение к немцам у людей было неважное, несмотря на то, где ты родился, было психологическое давление. Неприязненное отношение к нам в школе, общество фактически нас выкинуло за пределы, нас не принимали, и мы с сестрой были на всех обиженные, но благодаря этому Господь нас сохранил от всех неприятностей, которые могли случиться с нами. Когда мама очередной раз приехала из Ростова, сказала нам по секрету, что приняла крещение. Православие откладывало свой отпечаток в голове, считалось, что православие – это нормально, а всё остальное это секта, и мы с сестрой расстроились, что мама попала в какую-то секту. В очередную субботу мама пригласила нас поехать с ней в город, повела нас в церковь. Я была в то время подростком, мне было непонятно, что говорят, но в церкви познакомились с молодёжью, вместе пошли гулять по городу, пастор пригласил нас к себе на обед − это понравилось нам. Периодически мы ездили с мамой, подружились с молодёжью, что повлияло на наше отношение к церкви. Сравнивая мирскую молодёжь с церковной, мы видели, что к нам относились не как к немцам, а просто как к хорошим людям. Так с сестрой мы стали глубже осознавать истину, появился интерес к церкви. На первом месте стоит дружба – мы нашли друзей, нам было с ними интересно и стало интересно в церкви.
Как Вы попали в Харьков?
Марина: С сестрой мы уехали в Ростов, начали учиться. В то время в Ростове был проповедник Пётр Георгиевич Титков, было много молодёжи. С сыном и дочерью пастора мы дружили, и когда встретились на одной свадьбе, они пригласили нас приехать в Харьков, где они уже жили на то время. Мы поговорили с мамой, она благословила, и мы с сестрой уехали в Харьков. Продали свой дом, купили дом в Харькове, забрали родителей в 1980 году и познакомились с харьковской молодёжью.
Я благодарна тому духу, который был в советское время в церкви. У молодёжи жизнь в церкви просто кипела – ездили по району, делали торжественные программы, музыкальные, миссионерские, хоровые. Впервые в Харькове провели молодёжный христианский КВН. Это сплачивало молодёжь, мы знали молодёжь чуть ли не всей Украины. Где у кого был день рождения или свадьба – мы все ехали, это был слёт молодёжи. В то время самые маленькие свадьбы были на четыреста человек, у Лены ..была на восемьсот человек, столько приехало молодёжи. В то время церковь была, действительно единой. На свадьбу приходили все, каждый что-то делал, каждый готовил еду, собирали и все накрывали столы. Свадьба была один день, но насыщена музыкальными программами, исполнялось много песен, сценок, четыре-пять часов шёл номер за номером, это было красиво. Таких свадеб сейчас нет. У нас была маленькая свадьба, человек 300-350. Это делалось не из-за того, чтобы было лучше, чем у соседа, это была традиция, если все приезжают на собрание, все должны быть и на свадьбе. Кто в гости приедет, всех должны посадить за стол, накормить. Конечно, было хлопотно, но помогали все.
Какие взгляды на семью Вы взяли из своей семьи?
Марина: Самое важное, что взяла из семьи – трудолюбие и единство. Если работали, то работали все и все вместе: один одно дело делает, другой другое, или все делают одно дело. У нас был достаточно большой огород, и мы обрабатывали, пололи, всё делали вместе. В доме мы убирали тоже все вместе. Если белили в доме – папа отодвигал мебель, мама белила потолки и стены вверху, сестра середину стенки, я, маленькая, внизу белю стены. Единство, все делаем всё вместе – эти требования остались у меня на всю жизнь, и их перенесла в свою семью.
Почему среди трёхсот человек молодёжи в церкви, среди всех девушек Вы выбрали именно Марину? У Вас были какие-то условия выбора?
Олег: Мне нравится библейское выражение «пришло время». Когда в 1980 году мы познакомились, я не смотрел на неё как на невесту. Но когда пришло время, я молился, чтобы Господь дал мне супругу, и Он дал. Я знаю, что не ошибся. Для меня главным было то, что она верующий человек, красивая девушка с прекрасным характером. Так как у меня в детстве была неполная семья, я не видел и особо не задумывался, какая должна быть модель семьи. Мы с Мариной строили свою семью, и благодаря тому, что у неё добрые и правильные представления, она строго воспитывала детей, подчёркивая важность послушания. Я обратил внимание, что, несмотря на то, что Марина лидер по натуре, она поддерживала мой авторитет, говорила детям: «Вот папа придёт с работы…». Всё хорошее, что Марина принесла из своей семьи, она вкладывала в нашу семью. Я работал, бывало и на трёх работах, домой приходил поздно, уставший, были и разногласия, но с Божьей помощью мы их быстро решали.
Когда вы выбрали Марину себе в жёны, Вы думали о том, что с ней нужно будет вместе жить всю свою жизнь?
Олег: Сейчас, когда мне 58 лет, я вижу жизнь по-другому, не так, как в двадцать три года. Тогда был выбор по сердцу, сейчас подхожу к этому вопросу более глубоко и серьёзно. Хотя мы люди верующие, но, когда встречаются два разных характера, разные эмоции, только Бог может воспитать, спасти, научить терпению, потому что все это необходимо в семье.
Было у Вас такое понятие − помогать жене в домашних делах не стыдно, а наоборот, приятно и нужно это делать?
Олег: Понятие есть, не спорю, но получалось не всегда.
Марина: Буду его спасать. В это время я из одного декретного отпуска ушла в другой. Сын родился в 1987 году, дочка в 1990 году, а после девяностых в стране был развал, когда ничего негде не было. Бог и тогда нас благословил, у Олега кроме основной было две подработки. В пятницу он приходил раньше с работы, в субботу дома и в церкви, вечером в субботу дети ложатся спать и спрашивают: «Папа, ты к нам на следующую субботу придёшь?» Папа уходит на работу – дети ещё спят, папа приходит с работы – дети уже спят.
Олег: Когда начал служить в церкви, получился такой треугольник: жили в одном районе городе, работал в центре, после этого ехал на домашнюю церковь или на учительскую, или посещение – третий район. Приезжал домой, ужинал и через пять минут отключался, засыпал.
Где вы учились? Кем работали?
Марина: Бог всегда вёл меня, давал работу. В Ростове-на-Дону окончила курсы машинописи, выбора тогда просто не было, все были машинистками. Секретарём-машинисткой проработала ровно девять месяцев, на большее меня не хватило. Уволилась из-за начальника, который вдогонку сказал, что я негде не найду работу. Я же была уверенна, что найду ещё более оплачиваемую работу. Мне не понравилась эта профессия, но в церкви сильно пригодилась. Раньше не было такого книгопечатания, и церковные машинистки распространяли литературу – печатали уроки, книги. Печатали дома в «сверхподпольных» условиях, чтобы никто не видел и не знал, чтобы власти не узнали и не дали срок в тюрьме. Уволилась в пятницу, в субботу работу не искала, но немного расстроилась, т.к. поняла, что это непросто. Одна сестричка спросила меня, почему я такая невесёлая. Я рассказала о том, что ищу работу. Она ответила, что у неё работа есть, а ей предложили работать в цехе, но берут только знакомых по рекомендации. Меня взяли, работа мне понравилась, паяла оловом, зарплата по тем временам была высокая.
Когда переехали в Харьков, увидела, что большинство женщин в церкви связаны с медициной. Сестрички предложили, и мы с сестрой устроились в восьмую детскую инфекционную больницу санитарками. Через время старшая медсестра начала уговаривать нас поступить в медицинское училище, мы окончили и стали работать медсёстрами.
Когда находилась в декретном отпуске работа сама пришла ко мне домой. Друг мужа решил заняться швейным производством, искал людей. Мне приносили выделанные бараньи кожи, и я шила короткие мужские дублёнки. Сама придумывала фасон, сама кроила, шила и готовые отдавала. Когда цех закрыли, я в другом цехе шила и спортивные костюмы, куртки, шапочки, силиконовые чехлы на парфюмерные наборы – бралась за любую работу. Хорошо зарабатывала, и мы купили недорогую машину. Когда переехали в Запорожье, устроиться на работу по специальности не смогла. Получается, что здесь все братья были строители. Одной сестре нужно было помочь с ремонтом, пришли братья-строители. И я впервые увидела, как работают новыми технологиями, попросилась попробовать, мне понравилось. Мы в это время купили дом, и делали ремонт в доме. Как-то пришёл бригадир этой строительной бригады, после разговора попросился посмотреть дом. Ходил, рассматривал, спрашивал кто натягивал потолки, кто делал ремонт и предложил работать в его бригаде. Мы делали евроремонты в квартирах. Бог давал работу, в которой нуждалась. В Харькове дал работу дома, чтобы дети были под присмотром, в Запорожье дал работа, чтобы могли оплатить обучение детей. Господь не просто давал работу, но и мудрость как её выполнить. К нам люди становились в очередь на полгода, год вперёд, чтобы только наша бригада сделала им ремонт. У меня абсолютно противоположные профессии, но в разное время нужные.
Почему Вы выбрали в мужья Олега? Чем он Вас привлёк?
Марина: Я достаточно высокая, любила носить обувь на высоком каблуке. При росте метр шестьдесят семь добавлялась десяти сантиметровая высота каблука, поэтому чисто внешне не признавала парней ниже себя ростом. А самое главное – считала, что мой супруг должен быть надёжным человеком, чтобы быть за ним, как за стеной. Как сказал мой муж, пришло наше время. Долго мы просто видели друг друга, вместе что-то делали, но были просто друзья, мы были как все. Но наступил момент, и я его запомнила, посмотрели друг другу глаза в глаза, и что-то во мне щёлкнуло, создалось впечатление, что я его увидела первый раз.
Ваш супруг мягкий, добрый человек. Это помогает или мешает решать вопросы?
Марина: Вы правильно охарактеризовали его. Его мягкость помогает решать вопросы без упрямства, эгоизма, как поступают иные мужчины, и это для семьи хорошо. Хорошо, что, когда что-то решаем, делаем что-то в доме, ему всё нравится, одобряет.
Как Вы воспитывали детей, ведь муж всё время на работе, а у вас дочь и сын, абсолютно противоположные дети?
Марина: сын достаточно мягкий, а дочь пошла в меня, быстрая. Мне легко было с детьми, ведь я немка, значит должна быть строгая дисциплина. Дети знали, что плохие проступки не останутся безнаказанными.
Так было в моей семье, и я считала это правильным. Рано я увлеклась семейной психологией, разговаривала с детьми без крика, но серьёзно объясняла последствия их плохих поступков. Рано приучила их к слову «нельзя», если мама сказала «нельзя» – это закон. И с мужем у нас было единение – если мама скажет «нельзя», папа повторяет тоже «нельзя» или наоборот. И никто отменить это не может. Почему «нельзя» и что «нельзя» пыталась максимально объяснить, чтобы было у них понимание, а не задавливать ограничениями. Когда что-то делали хорошее, шло поощрение. А любовь никогда не прекращается, даже в наказании.
Почему Вы вначале не хотели, чтобы супруг был пастором? Вы понимали, какая на Вас будет ответственность?
Марина: Сейчас к пасторству относятся как к работе, а раньше слово «пастор» − это было очень высокое звание. Не то, что мы не хотели, считали себя недостойными. Я абсолютно не представляла, что мне нужно будет делать. Вначале, когда дети были маленькие, занята была детьми, большая духовная нагрузка была на мужа. Дети подросли, занималась детским отделом, подростковым и немного молодёжным. В жизни было много благословений, Божье водительство видно во всей жизни. В Запорожье Бог подарил нам дом в таком шикарном месте, что новая церковь выросла в нём. После программы Картера образовалась пятая община. Люди пришли из мира, их нужно было научить, подружить, духовно наставить. Мы постоянно приглашали к себе домой на обеды, на общение. Каждую субботу у нас кто-то был, минимально десять человек, максимально тридцать семь человек. В то время работала на стройке, в воскресенье выходила на работу, выходных не было. Несколько лет был такой график.
Вы сами приглашали людей на обеды?
Марина: Мы сами приглашали. Раньше люди были более гостеприимные, после служения пойти к кому-то в гости было нормой. Я люблю печь, пекла рулеты, пирожки, варила суп, отваривала вермишель, делали сезонный салат, пекла рулеты, чай, компот. Всех кормили за свой счёт. Бог даровал благословение с работы такое, что я могла учить детей, и мы могли пригласить людей. Закупали 500-600кг картошки на зиму, чтобы кормить людей. Церковь только начала процесс становления, люди многое не знали, не понимали. Из двух семей – семьи музыкантов и семьи пресвитера, Сергея и Юлии Столяренко и Владимира и Татьяны Выпущенко, мы создали костяк группы. Арендовали помещение в ДК, где служение проходило всего полтора часа. Что такое полтора часа для нулёвой общины? ведь невозможно успеть ни поговорить, ни объяснить, урока субботней школы и проповеди мало для новых людей. Мы понимали, что на энтузиазме люди долго не продержатся, мы можем потерять церковь, начали приглашать к себе домой. После служения приглашаем на обед, никто не хочет идти. Начали делать общее объявление – никто не идёт, люди бояться. Начала подходить к каждому: «Пошлите к нам в гости» − никто не хочет. Так продолжается несколько суббот – я готовлю, приглашаю, хожу по кругу, но никто не идёт. Еле уговорили прийти двух сестёр, они сумочки на коленочки, на краю дивана сидят, через каждые пятнадцать минут подскакивают, чтобы убежать. Но мы их завели в столовую, покормили, вернулись в зал, полтора часа еле удержали их с Юлей Столяренко, рассказали им о себе, удалось немного пообщаться. На следующую субботу опять приглашаем к себе на обед. подходят другие члены церкви: «А можно к вам сегодня прийти? Нам рассказали, что у Вас так хорошо было». И с этого момента люди начали приходить, вначале по несколько человек и по пару часов, потом всё больше и дольше, а потом уже и допоздна. Был настоящий муравейник – сёстры одно делают, дети помогают, пересчитывают, сколько людей – каждый занят своим делом, каждый знает свои обязанности, все довольные, что они нужные. Из дома стулья перенесли во флигель, пообедали, убрали, стулья отнесли обратно. Все сидим кто где, поём, играем в игры, Сергей Столяренко проводил духовную часть. Учили всему: как вести себя в церкви, разбирали вопросы какие, не поняли, было классно. К этому времени наши дети подросли, участвовали во всём, окончили музыкальную школу, отвечали за музыкальную часть, оба пели, особенно дочь Виктория.
Где Ваши дети сейчас? Чем заняты?
Марина: Виктория живёт в Кривом Роге, там вышла замуж, есть внучка, ей пошёл третий год. Сын Олег тоже женился в Кривом Роге, когда мы там служили, потом в Днепре два года служил директором школы и начинающим пастором в общине. Осенью они переехали в Бучу, преподаёт информатику. Олег окончил Запорожский Национальный Технический Университет, получил магистерскую степень по компьютерам. В Бердянске, когда у нас там было служение, он прошёл альтернативную службу. Не один год ему предлагали учиться на служителя, но он отказывался. После разговора с Степаном Кампеном, Олег однажды пришёл домой и говорит: «Со мной опять Степан Альбертович говорил. Я подумал, подумал и дал согласие». Я предлагала ему ещё раз хорошо подумать, ведь ему так нравилась его работа с компьютерами, но Олег ответил, что принял решение. Он окончил духовную семинарию, направили его в Днепр, где он служил два года. Ему изначально предлагали преподавать в Буче, и он согласился, т.к. было желание поделиться своими знаниями с другими. Невестка Ирочка у нас хорошая, умная, учитель младших классов с уклоном английского языка.
У каждого человека есть черты характера, которые другого могут раздражать. Вы боретесь с недостатками супруга или помогаете ему?
Марина: У нас идёт чёткое разделение. В домашней сфере главенствую я, уклад нашей жизненной системы заставил меня заниматься семьёй больше. Олег весь в служении, в церковной деятельности. В его дела я не вмешиваюсь, в этом он достаточно щепетилен. Конечно, иногда бурчу на него, чтобы был более строгим, но это в его характере – решать все проблемы мягко, спокойно.
Когда папы не было дома, вы говорили детям, что «Вот папа придёт…». Как удалось воспитать уважение перед папой, который практически был всё время на работе?
Марина: У нас тогда была небольшая двухкомнатная квартира, всё, что дети делали в одной комнате, слышала в другой. Да и у женщин развито особое чутьё, она может находиться в одной комнате, но по звукам знает что делают дети. Где находится ребёнок и что он делает. Когда готовила или занималась консервацией, не разрешала детям заходить на кухню, чтобы уберечь от кипятка. Детям говорила: «Я вижу всё через стенку», а сама всё определяла по звукам. И то, что мама может видеть через стенки, а папа может знать всё, у них впиталось с самого маленького возраста.
Дети ходили в детский сад?
Марина: Мы не отдавали детей в детский сад, не хотели чужого влияния на своих детей. Особо тяжело в школе им не было. Домашнее и церковное воспитание откладывало свой отпечаток, когда они пришли в школу, им было непонятно, почему все кричат, обзываются, вначале от этого растерялись. В начальных классах детей бесплатно кормили, а Олег не хотел кушать в школе, говорил: «Мама готовит лучше, чем здесь. Я такое кушать не буду». Еле уговорила его кушать булочку с молоком, чтобы не переживала учительница.
Дети сами приняли решение креститься?
Марина: Да, мы не заставляли. Для меня это торжественное событие, которое я очень хотела увидеть. Олег поехал на море в лагерь с папой, звонит и говорит, что принял крещение. Немного было обидно, что я не видела. Виктория помогала с музыкальной частью программы в программе в Васильевке, позвонила, что будет принимать крещение. Мы поехали и присутствовали на этом волнующем событии.
Вы занимаетесь каким-либо творчеством кроме шитья?
Марина: В молодости вязала спицами платья, кофты, свитера, всё, что нужно было. Мне очень нравятся цветы, все подоконники заставлены цветами, увлеклась фиалками. Неожиданно для меня увлеклась вышиванием. Случайно в интернете увидела картину, она мне очень понравилась, оказалось, что она вышита нитками. Я её сохранила себе, периодически рассматривала. Думаю: «Человек взял и вышил такую картину. А я, что, не могу?» Несколько дней обдумывала этот свой вопрос, пока, проходя мимо магазинчика недалеко дома, не зашла посмотреть наборы для вышивания. Купила маленький набор для пробы, и это так увлекло, что вышила несколько картин. Если я начинаю что-то делать − сразу масштабное, сложное. Вышиваю мулине, сейчас в работе картина «Явление Христа народу», она большая, половина уже вышила. Вычитала чисто психологическое основание: мелкая моторика рук способствует развитию мозга у детей, а людям старшего возраста не даёт стареть мозгу. Вышивка помогает мне успокоиться, отвлечься от неприятных проблем, она даёт чисто психологическое восстановление.
У вас есть друзья?
Марина: У нас много знакомых, хороших знакомых. Мы оба достаточно открытые люди, стараемся быть открытыми и душой и сердцем, помогать, чем можем другим. Для всех стараемся быть равными, как солнышко равномерно светит на всех, такими и мы со всеми пытаемся быть. Для нас дружба – это что важное, особенное. Друг − это тот, кто не предаст, будет с тобой всегда и везде. Друг – это высшая степень отношений. У нас есть такие друзья, с которыми мы общаемся годами.
Ваше мнение: Что ещё Вы недодали своей жене и что хотели бы для неё сделать? Чем бы хотели показать свою любовь, благодарность?
Олег: Мы знаем, что есть языки любви, внимания. Всегда отстаю сделать то, что необходимо – внимание, отношения, практическая помощь. Мы по взгляду понимаем друг друга, но иногда должны быть и эмоциональные практические отношения. Жена у меня не капризная, сегодня тридцатипятилетие нашей свадьбы, а мы не можем даже гостей пригласить. Когда у Марины был день рождения, мы переезжали в Запорожье. Накануне нас представили, на следующий день выехали назад, остановились по дороге, в машине покушали – отметили день рождения, и поехали домой. Я люблю дарить Марине подарки, но не балую, надо исправляться, не спорю. Жена ценит внимание, которого в нашем ритме жизни не хватает. Очень хотелось бы где-то вместе отдохнуть. Она у меня как нагрузит на себя работу, так и не остановится. Очень хотелось бы что-то новое ей купить, она заботится обо мне, чтобы я был хорошо одет, но часто у самой нет того, что нужно. К сожалению, и цветы, и шоколадки дарю не часто. А жена у меня прекрасная хозяйка, когда нас перевозил на новое место наш брат, только вздыхал – сколько банок консервации пришлось загрузить.
Что бы Вы пожелали своей супруге?
Олег: Я вижу, как Бог влияет на неё, хочу, чтобы она всегда была с Господом, доверять ему, жить с Ним. Он совершает то, что нужно и в её характере, в жизни, в служении, во всём. Мы не идеальные, реальные люди, но благодарю Бога, что мы тридцать пять лет вместе. Несмотря на то, что по характеру она лидер, что и у нас бывают разногласия, Марина признаёт, доверяет, делегирует, иногда подталкивает меня к принятию каких-то решений, которые должен принимать я. Я благодарен за это Богу. То, что она успевает быстро и много делать – это благословение. То, что рядом со мной такая прекрасная умная супруга, положительно влияет на моё служение.
А что бы Вы приятное хотели мужу сделать?
Марина: Он у нас сладкоежка, и я периодически стараюсь делать сладкую жизнь – пеку. Сама люблю выпечку, стараюсь часто печь. Дети говорили: «Мама, а что есть покушать?» Если в доме не было пирожков или рулетиков – значит, ничего нет, первое и второе не считается.
Вы увлекаетесь цветами. А чем увлекается Ваш супруг?
Марина: Когда мы купили нашу первую машину Жигули, он разобрал её и сложил. У Олега техника, аппаратура, запчасти – это ему очень нравится. Когда мы поженились, сам сделал цветомузыку на стенку.
Вы прожили вместе тридцать пять лет. Какое у Вас впечатление о жизни с супругом?
Марина: В каждой семье есть свои притирки, когда я слишком эмоционально переживаю, он молчит, нет встречного взрыва. Это достаточно большой плюс, если бы был встречный взрыв, хорошим бы не закончилось. Большой плюс в том, что у каждого своя сфера влияния. Мы не поставили стенку, но у каждого большая ответственность в каком-то деле. Каждый знает, какую часть взять на себя, и взаимозаменяемость уравнивает насущные потребности. Когда смотришь назад, видишь, как Бог ведёт от одной точки к другой, от одного события к другому, и эти 35 лет пролетели в трудах. Когда трудишься в церкви, когда вокруг тебя люди, для себя остаётся меньше времени, некогда заниматься разборками, и это имеет большое значение. Понравилось одно выражение, не передам дословно: Чтобы было у тебя меньше проблем – включайся в какой-либо труд. Когда человек не трудится, он во всех находит какие-то изъяны. Когда человек трудится, в служении, в домашних делах, хоть в чём-то занимается, не остаётся времени находить недостатки, проблемы.
Вопросы – Алла Шумило

далее
Новий порядок надання допомоги по безробіттю