Современный богослов — кто он?

Профессия богослова — нестандартный выбор для современных молодых людей. Многие из молодёжи даже не знают о существовании таковой.

Как бы это ни было удивительно, но в Украинском адвентистском теологическом институте эту профессию осваивают около 150 человек. В основном, ребята, закончившие этот факультет, становятся служителями церквей. Кто-то идет работать на канал «Надія» специалистом по вопросам религии, а кто-то становится преподавателем в данной отрасли.
Но кто же он — современный богослов, и как влияет выбранная профессия на его дальнейшую жизнь?
Разобраться в этих вопросах мне помог Петр Мирный, студент 2-го курса факультета богословии, будущий пастор.
На твой взгляд, какие 5 привычек являются необходимыми современному богослову?
Мне кажется, на первом месте должен быть четко расписанный график для соблюдения правильного режима. Ведь если ты посвящаешь свою жизнь Богу и хочешь участвовать в различных служениях, то день получается довольно загруженным. Чтобы всё успеть, нужно быть очень организованным.
Вторая и очень важная привычка — начинать день с чтения Библии, поскольку вся эта суета и рутина поглощают нас. Я замечаю за собой, что когда начинаю день не с чтения, а бегу по своим делам — весь день остаюсь очень рассеянным, в голове — каша. Но когда начинаешь день с Богом, все четко выстраивается.
Третья привычка — уделять время спорту. Когда я только приехал учиться в УГИ, то очень поднабрал в весе, но потом осознал, как важно держать себя в форме. Особенно учитывая, что наша профессия предполагает больше умственной нагрузки, чем физической.
Четвертое – скорее навык, чем привычка. Это уметь говорить «нет», знать свою зону комфорта.
И последняя — ранний подъем: если я хочу успевать выполнять все предыдущие пункты — нужно рано вставать.
Каков стиль одежды современного богослова? Должен ли он следовать моде?
Думаю, он должен быть современным. Официальным, если это служение, но молодежным.
Есть разница между богословом и пастором. Пастор уже служит и является непосредственным представителем церкви, а богослов еще учится, к нему еще не так много требований. Во время учёбы от нас не требуется какого-то официоза.
Все больше неверующей молодежи не воспринимает официальный стиль, порой с предубеждением относясь к тем, кто так одевается.
На данный момент официальный стиль разнообразен. Можно выглядеть представительно в джинсах и пиджаке или в брючных штанах и кроссовках. Главное — быть опрятным.
Какой, по твоему мнению, юмор позволителен богослову?
(Улыбается). Это очень провокационный вопрос: дозволенный и тот, который используется — это немного разное.
В принципе, разрешен интеллектуальный, острый, иногда саркастический юмор. Мне проще сказать, какой юмор не позволителен: черный, пошлый. В любом случае, нужно учитывать, с кем ты шутишь, не обижает ли это человека.
Как думаешь, уместен ли юмор в проповедях?
Конечно! Он даже полезен, если его использовать аккуратно: не задевая людей и не пороча имя Бога и церковь. Когда проповедник встаёт за кафедру, на него автоматически возлагается большая ответственность. Потому обязательно нужно в молитве просить Господа о мудрости. На примере Иисуса Христа мы видим, что Он использовал в своих проповедях и аллегорию, и гиперболу — для того, чтобы высмеивать что-то плохое.
Есть ли минусы в профессии богослова?
Особых минусов я выделить не могу. Скорее, есть определённые трудности в жизни избравшего стезю служения Господу.
Наверное, минусом моей профессии является непонимание моего неверующего окружения. Я встречаюсь с одноклассниками или одногруппниками, они спрашивают: «Чем занимаешься? Как твои успехи?». Когда отвечаю, что занимаюсь служением — в их понимании, я ничего не достиг.
Но все же, это очень индивидуально. Если тебе нравится то, чем ты занимаешься, тебе не будет дела до мнения остальных. Поэтому для меня это не является минусом, минус — это непонимание людей. Даже если по меркам этого мира я ничего не достигя, это для меня ничего не значит: моя цель — Небеса!
Должен ли богослов иметь светское высшее образование?
Это не обязательно, но очень приветствуется. Ведь тогда у человека есть определенный жизненный опыт и навыки, которые могут ему пригодиться.
Как пишет Эллен Уайт, все пасторы должны иметь какой-нибудь определенный навык, помимо проповедования. Мы живем в последнее время, и когда-нибудь настанет момент, когда церковная организация не сможет спонсировать семьи служителей. Пастор, как глава семьи, должен будет уметь прокормить её в такой ситуации.
Я сужу по себе, мой навык ремонтировать технику мне никогда не помешает. В случае чего, я могу этим зарабатывать. И не только — таким образом могу служить людям.
Где бы ты хотел служить: в деревне или в городе?
Хотел бы попробовать себя и там, и там. В городе больше возможностей, а в деревне другая атмосфера, намного приятнее и теплее.
Я долгое время служил в Одессе, на практике. Там очень активное движение, его очень много. В принципе, как и здесь — в УГИ. А в деревне совершенно другая обстановка: люди очень открытые, простые, искренние.
Я думаю, богослову необходим опыт служения и в городе, и в деревне. А вообще, куда пошлет Бог — туда и поеду.
У многих людей, в том числе и прихожан церкви, пасторское служение ассоциируется с невысокой зарплатой и достаточно скромным образом жизни. Какое у тебя к этому отношение?
Изначально, когда идешь на служение, должен понимать, что служишь Богу. Соответственно, Господь тебя не оставит, если ты полностью Ему доверяешь. Служитель не будет ни бедным, ни нуждающимся, но и на излишество не стоит рассчитывать.
Я знаю многих пасторов, которые могут себе позволить и отдых за границей раз в год, и автомобили у них есть. Я замечал, что нередко не все члены церкви живут так, как пасторы. И в этом нет ничего такого. Мера достатка у всех людей разная, и в жизни пастора, безусловно, есть все необходимое: жилье, пропитание, медицинское обслуживание, средства для обучения детей. Все что тебе действительно нужно — Бог даст.
Стоит ли будущему пастору следовать современным мирским тенденциям?
Слово «следовать» мне кажется не вполне подходящим. Быть в курсе происходящего, так сказать, в теме — нужно. Чтобы достучаться до человека на понятном ему языке, нужно понимать, как и о чем с ним начать разговор. Это происходит намного быстрее и успешнее, если ты достаточно разбираешься в новейших тенденциях. Те же современные сериалы, которыми интересуется молодёжь, могут в какой-то степени расположить человека к разговору.
Если мы выберем полное отстранение от этого мира, нам будет сложно поддержать разговор с молодыми людьми. Да, конечно, нужно аккуратно подходить к выбору того, что мы смотрим и читаем, но даже для собственного развития порой полезно что-то такое изучать.
Какая она – идеальная жена богослова? Каковы твои критерии при выборе жены?
Прежде всего, я понимаю, что хочу заниматься служением. Потому я хочу, чтобы она тоже хотела этим заниматься. Это её желание должно быть искренним, а не из-за любви ко мне.
У неё должны быть живые отношения с Богом. Исходя из них, у неё будет желание всю свою жизнь посвятить работе на ниве Его. Такая жена будет настоящей женой пастора, ведь она будет разделять его миссию и во всем поддерживать.
Важно, чтобы она с пониманием относилась к моему служению, а не говорила: «Ну, когда же ты уже там освободишься? Мы так давно не ходили в ресторан». Она должна понимать, на что решается.
Если бы ты выбрал другую профессию, твои критерии выбора жены отличались бы?
Думаю, да. Я не был бы настолько требователен. Достаточно, чтобы мне было с ней интересно, она была бы для меня симпатичной, у нее были бы определенные увлечения, которые меня привлекают, хорошие отношения с Богом — вот и всё.
Я просто стремился бы сделать ее счастливой всеми возможными силами. Но как на пастора, на меня будет возложена огромная ответственность, иногда я буду полностью этим поглощен.
Вопросы — Вера Середа

далее
«Потерянная драхма радости» – нова книга про несподівані пригоди