Рассказывает Ярослав Ношин, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения в Украинском гуманитарном институте
Многие люди иногда в своей жизни останавливаются в рутине ежедневных дел, чтобы задуматься: почему они вообще живут и есть какой-то смысл в их существовании? Что Вы можете сказать о таком стремлении человека узнать, кто он и для чего живет?Однозначно, что такая остановка и такой вопрос, который человек задает сам себе, он приветствуется, он нужен, и это означает, что с человеком все в порядке. И наоборот, если человек очень долго не предстает перед таким вопросом, когда он сам себе не ставит такой вопрос, то это уже сигнал тревожный. На мой взгляд, у него что-то не в порядке. Потому что, рано или поздно, каждая личность ставит и отвечает себе на этот вопрос. И эти вопросы фундаментальны и экзестенциально чрезвычайно важны, и более того от того как человек формулирует ответ на этот вопрос - на вопрос назначения, откуда он, вопрос призвания - это очень сильно влияет на качество жизни, будет ли человек счастлив, будет ли человек реализован.Что такое смысл жизни?Смысл жизни человека - это то, что для него важнее. Здесь хочется сказать, что он похож на жизненные приоритеты, но думаю, что из приоритетов жизненных и вырисовывается смысл жизни. Это важнейшие факторы, идеалы или высокая планка, к которой человек стремится - то, что самое важное в жизни.Но если говорить в чем именно смысл жизни, безусловно здесь для каждого отдельного человека надо быть откровенным: будут какие-то различия, нюансы. Но на ум приходит Блаженный Августин, который в своем труде "Исповедь" отмечает, что не может успокоиться человек - я перефразирую, потому что он говорит о душе, что не может душа найти покоя - пока не найдет его в Боге. Поэтому смысл жизни по Августину в Боге. Но если, скажем, продолжить его мнение, то я бы добавил следующее: я уверен, и это мое большое убеждение, что человек - создан Богом. И Бог, как Творец человека, который его задумал и знает, что для него лучше, чтобы он был реализован, он предлагает и советует человеку следовать за Божьими советами и постановлениями, потому что для человека это самое лучшее.Поэтому ответ на вопрос: "В чем смысл жизни?» - это познавать Божью волю, в соответствии с собой. И это, безусловно, принесет хороший плод.Можно ли познать смысл жизни во всей ее полноте?Мне здесь нужно вспомогательный вопрос: познать смысл жизни или познать жизнь в полноте?В чем смысл жизни всего человечества, я не знаю. Безусловно, как отдельный человек, я могу сказать о себе, но не хочется подписываться под всем человечеством. Но если есть группа людей, которые считают, что автором и Творцом жизни человека есть Бог, Бог достаточно дает полноту смысла жизни. Я считаю, что смысл жизни в полноте возможно познать и определить для себя.Что Вы скажете на такое утверждение: невозможно представить себе смысл жизни во всей его полноте. Как правило, человек занят его поисками, или находит один или несколько вариантов, которые вписываются в его личное понятие о назначении или переживает несостоятельность очередной "аксиомы". Причем, все эти процессы приводят к постоянному заполнению пустого существования действиями, которые не имеют никакого значения, суетой?С Вашего разрешения, я приведу одну иллюстрацию, которая будет ответом на этот вопрос.Когда мудреца спросили о том, что есть истина. И он ответил такими жизненными реалиями. Он говорит следующее: "Беги от того, кто говорит "я нашел истину" и следуй за тем, кто говорит "я истину ищу"".На мой взгляд, очень похожие вещи - истина (что, или лучше Кто есть истина - для меня это принципиальная разница) и смысл жизни, и можно ли его в полноте познать. Поэтому, я здесь хочу сказать, что у меня есть определенная проблема, поскольку по мировоззрению я христианин, мне легко определить и сказать, что такое в полноте смысл жизни.Это те вещи, на которые я уже отвечал: что есть смысл жизни, в Ком смысл жизни. Мы снова с вами дойдем до точки отсчета, когда вообще человек появляется, с кем это связано, что он появляется - с Творцом, который человеку подсказывает, определяет и советует в чем человек должен был бы видеть смысл жизни. Если очень коротко, то это воплотить идеальный изначальный замысел Творца. Бог создал человека для того, чтобы он лицом к лицу общался со своим Творцом, с себе подобными, с созданием и вечно, как бы это ни было страшно, созерцал красоту и глубину Божьего характера, Божьего творения и находился и жил в гармонии.Поэтому этот смысл жизни описан и очерчен, его можно найти на страницах огромного метанаратива библейского повествования, где Бог как автор этого метанаратива сообщает о том, что было бы для человека лучше, смысл жизни или поиск смысла жизни и так далее.Поэтому он, на мой взгляд, достаточно явно представлен в Библии. И, если вы говорите, что всегда есть некая планка, аксиома, которая не оправдывается, которая разрушается, то на мой взгляд это не для христианина, это для какого-то носителя другого мировоззрения. Безусловно, когда мы говорим о христианине, есть моменты, где человек не достигает полноты идеала. И здесь мы понимаем почему. Потому что, человек оказался в ситуации греха. Когда невозможна целостная идеальная картинка. Но слава Богу, что Творец Иисус Христос дает возможность эту систему, которая дала сбой, вернуть к первоначальному замыслу, ситуации, когда можно было человеку общаться лицом к лицу с Творцом и в этом находить смысл жизни, наслаждение от жизни.На этом основании можно сказать, что цель жизни человека - это единение с Богом, первозданное общение, которое Бог создал в раю, и все человечество должно к этому стремиться?Думаю, да. Только не хочу, чтобы вы неверно меня поняли. Я не ограничиваю общение человека только общением с Богом. Потому что, человек общается сейчас и с другими личностями, он общается с миром природы.Можно быть абсолютно уверенным, что ответ на этот вопрос (в чем смысл жизни) существует?Даже если я покажусь вам наглым и дерзким, я все же скажу утвердительно да, ответ есть на то, что такое смысл жизни. И ответ я бы перефразировал, что смысл жизни есть, но интереснее, когда я даже созерцая смысл жизни, понимаю дальше, что на это мне помогает отвечать Тот, Кто является истиной.Для меня конкретным ответом на вопрос: что такое смысл жизни и в чем он заключается для меня, скажу: осознать свое призвание, назначение, осознать, что ты зависишь от своего Творца, осознать, что ты грешен и ты нуждаешься в помощи извне, эта помощь щедро уже оказана. И здесь есть колоссальный момент метаморфозы и рост в том, чтобы отвечать на этот призыв чтобы отвечать на этот призыв Духа Святого и откликнуться на ту огромную щедрость милости Божьей благословения, которую Господь хочет уже выливать уже здесь в ситуации, когда грех на земле и человек грешен, но из этой ситуации есть выход. И поэтому смысл жизни здесь на земле особенно для меня это откликнуться на призыв Иисуса Христа, на Его благодать. И это будет залогом к возвращению первоначального замысла и находиться с Господом лицом к лицу.Вы говорите, что человек должен осознать свою греховность, должен осознать важность лидерства Духа Святого. Как это? Некоторые люди считают себя правильными, некоторые вообще нерелигиозные, недуховные и не философы.Спасибо за вопрос. Скажу следующим образом. Если мы говорим без контекста христианства, как мировой религии, или просто общаемся с человеком секулярным, то, скорее всего, лучшим методом помощи будет совесть. Ее забыть нельзя. Безусловно, можно ее подавлять, но это лучший рычаг.Но если мы говорим с человеком, когда он понимает, что есть Бог, есть священный сакральный текст - Слово Божие, не просто Библия как литературный памятник, а Библия, которая является Словом Божьим, то мы приходим к моменту, что когда человек с банального простого интереса, чтения этой книги как просто книги, потом дойдет до понимания, что через Библию - Слово Божье - для человека есть возможность посмотреть и себе представить картинку мира целостную, так как ее изображает Библия.И здесь надо называть вещи своими именами, здесь есть определенные темы, определенные категории. Библия изображает первоначальный мир, который был без греха. Но потом изображает мир в ситуации, когда вошел грех, в частности через человека, через Адама. Безусловно, нет правдивой более целостной картины чем та, которую предлагает Библия. И здесь Библия очень четкая и жесткая, потому что она говорит мне: каждый человек грешен. Она мне говорит: Ярослав Ношин, грешный. Если ты думаешь, что все идет не плохо, что ты порядочный человек, у тебя есть какие-то незначительные минусы и у тебя, парень, все "окей", все будет "гуд", я ошибаюсь. Я смешной, я обманываю себя. Библия мне подсказывает, что я должен осознать свою потребность и зависимость от Бога, от Иисуса Христа. И вот здесь тогда начинается момент, что я отвечаю себе на вопрос "что такое смысл жизни", "что такое мое назначение", "откуда я", "в чем мое призвание", "в чем конечная цель моей жизни".И опять же, это связано с тем, что я христианин. Я не вижу ответа на вопрос, о которых вы меня спрашиваете за рамками, за рубежом библейского метанаративу, без того, что я осознаю, что Бог реально принимает участие в моей жизни. И об этом я, безусловно, узнаю на страницах библейской истории, но я об этом узнаю и из собственной жизни, где есть множество примеров того, как Бог реально действует в той истории, которая называется "Ношин Ярослав Иванович". Мои близкие, моя семья, мое окружение.Вы сказали, что нет более важного, чем Библия. Существует ли какая-то альтернатива Библии или это единственный источник, который дает нам информацию о смысле жизни?Безусловно, есть много интересных источников, интересной полезной литературы, но Библию я вынужден выделить и сказать, что Библия является Книгой Книг. То есть, если говорить, то Библия - это номер один, а потом все остальное.Но конечно, что есть много интересных авторов, писавших в другом жанре, чем Библия, хоть Библия является выражением большого количества жанров.Есть интересная полезная литература. Но она может быть из разряда "дополнение", какой-то дополнительной литературы. А если мы говорим о тех вещах, которые кардинально способны менять жизнь человека, то, безусловно, Библия - это "номер один".Что Вы думаете о таком выражении: Формулировка вопроса "в чем смысл жизни" абсолютно бессмысленна. Невозможно определить полное и истинное значение того или иного процесса до тех пор, пока он не завершен. Иными словами, рассуждать о вопросах смысла бытия можно, только оказавшись за пределами бренного существования?Очень хороший тезис, очень удачная цитата. Проблема в том, что человек оказывается за чертой реальной действительности в потустороннем, и философы говорят: "а что же бояться смерти. Пока существую я, смерти не существует. А как уже существует смерть, меня не существует. Со смертью я никогда не сталкиваюсь. Так что же ее бояться?» - это с одной стороны, но с другой стороны, чтобы попасть за пределы "бренного этого мира", чтобы иметь возможность оценить с другого масштаба" а что же такое была жизнь?» И «что такое смысл жизни и куда мы с вами прибежали?» и вот тут проблема, потому что для меня, как представителя христианства окрашенного в адвентистское движение - потому что я являюсь членом Церкви адвентистов седьмого дня, сознательно я сделал этот выбор - могу сказать: "Милые мои, не надо ждать, пока мы попадем куда-то, откуда сможем посмотреть на "а правильный был смысл жизни, верно мы его нашли, в правильном ли направлении мы двигались", потому что Бог, вечный и безгрешный, который лучше знает смысл жизни, с Ним не обязательно встречаться только после смерти. Библия наоборот призывает чаще встречаться с Ним по жизни, потому что именно это будет влиять на то, что будет после смерти. И тому есть прорыв "с того света" - мира, что мы называем в соответствии с этой цитатой, когда есть "Бренный мир" и другой, здесь я говорю не в смысле Платона, который различает мир совершенных идей и мир материальных вещей, которые несовершенны, я говорю все же в контексте христианской традиции - поэтому есть момент видеть смысл жизни, назначение и призвание человека на перспективу Божьего взгляда, который открывает сам Бог, который появляется перед вами, если такое случается чудо (безусловно такое может быть), или в своем Слове, ну или еще в мире природы, в мире Своего творения.Сказать по-другому можно словами Левинаса - французско-еврейского философа, который пишет свой фундаментальный труд "Тотальность и бесконечность». Он говорит, что как бы это ни было странно, но в человеке заложена идея бесконечности. И эта идея напрямую выводит человека в ситуацию иначе, чем за пределы представления о нашем мире. И как бы это не было странно, эта идея бесконечного - это другой. Пример другого - это Бог.В человеке в условиях, когда здесь есть смерть, болезни, когда экономические кризисы, когда есть огромные гуманитарные кризисы, примером чего является Украина, есть все же возможность прокладывать тот мостик. По-простому, это можно называть как "духовная плоскость". Но словами Левинаса, в нас заложена жажда Другого. Жажда не одежды, пищи. Другой по мнению Левинаса - это одновременно и Бог, хотя Левинас огромный мыслитель, и он никогда не перечеркивает отношение к другому как к пришельцу, к вдове, сироте, то есть он говорит о социальном устройстве, и он обязательно хочет замечать тех, кто возле нас и участвовать в их жизни.Если бы не было Священного Писания, как человек знал бы куда ему двигаться?Слава Богу, что у нас есть Святое Писание.Как начать искать тот самый индивидуальный смысл жизни человека?К сожалению, я не имею рецепта в трех шагах или в трех составляющих, который бы вывел любого, кто над этим задумывается на финишную прямую.Неважно или человек секулярно настроен, или он является носителем теистического мировоззрения. В первую очередь, я рекомендую такому человеку спрашивать себя, друзей, Бога, даже если он Его не знает. И спросить очень просто: "Боже, я не знаю, есть Ты, нет Тебя. Друзья, мама, папа говорят, Тебя нет и я скорее всего подозреваю, что так и есть". Или другие друзья, папа, мама говорят, что Бог есть. Спрашивайте. Нет разницы. В первую очередь - спрашивать. "Если Ты есть, открывайся мне. Дай мне о Себе какую весточку". Это первый момент - откровенно спрашивать. Пойти в лес, там об этом покричать, себе в сознании об этом покричать, то есть спросить об этом. А потом не побояться, не отречься попробовать прикоснуться к Библии, к Слову Божьему. И если, нет привычки, культуры до этого - ничего. Нужно дать себе установку - терпение и немного поработать над собой. И я уверен, что человек будет находить ответы. Не обязательно такие, как я нахожу. Но положительная динамика появится, чтобы отвечать на вопрос: "что есть смысл жизни?", "В чем смысл жизни?", "В ком смысл жизни?».В чем смысл страдания?Это очень сложный вопрос, и я не могу однозначно ответить. Но думаю, что смысл в страданиях есть. У каждого из нас есть мера ощущения этого страдания, ношение тяжелой или нетяжелой судьбы в жизни. Но страдания очень нужно, потому что они помогают сравнивать в контрасте, сравнении, сопоставлении.Хотя с другой стороны, вышеупомянутый мной, философ Левинас разбирает огромную трагедию человеческую, которая обозначена в истории 20 века в виде Холокоста - уничтожения огромного количества евреев во время Второй мировой войны, около 6000000 или больше - он, пережив эту драму в своей жизни, поднимает вопрос бесполезности страдания. У него глубокий анализ жизни, сущности, вообще человек, уже не о том, что есть смысл для человека.Поэтому вопрос сложный, но я бы отвечал, что когда мы смотрим на Большого Исполнителя и Совершителя нашей веры, Иисуса Христа, мы видим в его лице огромный пример самопожертвования, страдания. И слава Богу, что Он пошел на этот шаг. Это переворачивает и меняет жизнь многих личностей. И это положительный пример страдания. Хотя, безусловно, в нашем мире, обозначенном грехом, мы очень часто можем видеть, что страдание есть бесполезное и ненужное. Страдание, которое никто не видит и не слышит. Часто бывает так. Но часто бывает и в положительном русле, о котором я сказал раньше.Может ли человек достичь своего предела, своего максимума, стать совершенным?Вопрос сложный. И если мы играем в перфекционизм, который хочет сбежать за пределы христианской традиции, то это путь в никуда. Это будет тогда самобичевание, это будет постоянный укор совести. Потому что, человеку тяжело становиться на путь самосовершенствования, и видеть конечную цель "ради чего".Но, если мы говорим о контексте христианской традиции, вопрос совершенства нужен, и он значительный. На мой взгляд, Библия изображает три этапа. Третий из них - вопрос освящения и вопросы возникновения на путь совершенствования. Языком библейским можно сказать, что пока земля не увидела, что такое Второе пришествие Христа и перезапущена, а не перестворена, совершенства человек не достигнет при этих условиях. Но достигнет благодаря Богу, благодаря Иисусу Христу, если он примет то предложение, которое предлагает Бог-Отец в лице Иисуса Христа, чтобы человек примирился с Отцом через веру в Иисуса Христа, через веру в Его жертву. Это тем самым возвращает нас к вашему первому вопросу: а в чем смысл жизни, есть ли он.Я вам отвечал, что смысл жизни в том, чтобы общаться с Богом лицом к лицу. Это возможно благодаря моей потребности, моему пониманию в своей немощи, несовершенства и греховности, огромному желанию стать на путь совершенствования, но не самосовершенствования. А совершенствования, это принимая верой жертву Иисуса Христа и Духа Святого, по благодати Божией, становясь на момент совершенствования, но которое возможно лишь в той высшей степени - в Иисусе Христе.В Иисусе Христе - Вы имеете в виду здесь, на Земле?Начало уже стартует здесь на земле. Потому что, в Евангелии мы читаем, что Царство Божие внутри вас. Но мы ожидаем Царства Божьего, которое придет с Иисусом Христом во второй раз.Поэтому это и уже здесь старт, начало, и не полное, так как нужно дождаться определенных важных моментов. Поэтому и да, и нет. Совершенство возможно, но при определенных условиях. Но ни в коем случае не самосовершенство.Стремление человека стать совершенным - это хорошее стремление или нет? Нужно развиваться или стоять на месте?Это желание может сыграть и злую шутку. Если вы действительно станете на позицию самосовершенствования, и очень быстро почувствуете, что это не всегда удается, и тогда выход какой: или себя погубить и к себе ставить постоянно претензию, впасть в депрессию и покончить с собой, то тогда это злая шутка. Но когда человек понимает, что есть моменты, когда что-то удается и момент положительной динамики, положительных сдвигов, и в конце концов узнает истину и познает, Кто есть самое совершенное существо и срабатывает верно адекватное стремление к росту, к совершенствованию, то я думаю, что это и черта и чувство, которое заложено в человеке Богом, его Творцом.Вопрос - Михаил Поп