"Мы хотим, чтобы все дети имели возможность расти в семейном окружении"

Рассказывает Оксана Радич, начальница отдела организационно-правовой работы Харьковского областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи.

Государственная политика Украины по вопросам защиты прав детей направлена на реализацию прав каждого ребенка на воспитание в семье, именно в семейном окружении. Но, к сожалению, не каждый ребенок имеет свою биологическую семью, при некоторых трагических обстоятельствах ребенок может стать ребенком-сиротой или ребенком, который потерял родительское попечение. А как же тогда право ребенка на пребывание в семейном кругу? Конвенцией ООН о правах ребенка определено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Для этого государством предусмотрено несколько форм устройства детей, имеющих статус, чтобы они имели возможность расти и развиваться именно в семейном окружении.
Прежде всего, приоритетная форма - это усыновление. При усыновлении ребенок теряет статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки. Усыновление предполагает, что каждый ребенок, который является сиротой или ребенком, лишенным родительской опеки, будет устроен к лицам, которые станут для него родителями, людей, которые станут для него родными, и в будущем почти биологическими. Ребенок растет в том окружении и чувствует заботу взрослых, их любовь, поэтому они становятся родными для него. Это приоритетная форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Также существуют такие формы семейного устройства:
1. Установление опеки и попечительства - устройство детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, в семьи граждан Украины, которые находятся, преимущественно в семейных, родственных отношениях с этими детьми-сиротами или детьми, лишенными родительской опеки, с целью обеспечения их воспитания, образования, развития и защиты их прав и интересов. Семейная опека - это когда ребенок со статусом сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, имеет возможность быть устроен под опеку или попечительство в семьи, которые являются родственниками его родителей или вообще его семьи. Опека от попечительства отличается тем, что опека устанавливается над ребенком в возрасте до четырнадцати лет, а попечительство - с четырнадцати до восемнадцати лет.
2. Когда нет возможности установления семейной опеки, попечительства, то рассматривается возможность установления опеки друзьями или знакомыми, то есть семьей, которая имела отношение к биологической семьи ребенка. Это друзья, знакомые, чтобы ребенку было комфортно воспитываться и уменьшить психологическую травму от того, что у него нет биологических родителей, или, если это ребенок лишенный родительской опеки, то есть, если его родители лишены родительских прав, он также имеет возможность воспитываться в знакомой среде и быть в тех же условиях. Опекуны или попечители получают помощь.
Если мы говорим уже о следующих формы устройства, то отметим, что существуют приемные семьи и детские дома семейного типа (ДДСТ).
3. Приемные семьи отличаются от детского дома семейного типа (ДДСТ) тем, что семья может воспитывать от одного ребенка до четырех детей. ДДСТ - это от 5 до 10 детей. Максимум включает также биологических детей родителей-воспитателей. Это важнейшая разница. Обе формы устройства статусных детей предусматривают обеспечение финансовой помощью детей и приемных родителей и родителей-воспитателей, осуществляются выплаты из бюджета на содержание ребенка, согласно нормам содержание детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
4. Кроме указанных форм семейного воспитания, в Семейном кодексе Украины определена еще одна форма - патронат. Он устанавливается над ребенком-сиротой или лишенным родительской опеки на основании соглашения с органами опеки и попечительства и семьей второго лица (патронатного воспитателя). Патронатные услуги оплачиваются по соглашению с местного бюджета, дети не теряют своего статуса сирот или лишенных родительской опеки.
Форм семейного устройства недостаточно много, но они обеспечивают возможность ребенку воспитываться в семейном окружении.
С 2017 года в Украине внедряется реформа деинституализации учреждений, которые имели обязанность воспитывать детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки в условиях учреждения.
Сейчас реформирование происходит огромными шагами. Осуществляется реорганизация институциональных учреждений. Интернатные заведения не должны воспринимать это как попытку избавиться от них, но это воспринимается системой и отдельными руководителями по-разному. Семейная форма устройства является приоритетом и интернаты реформируются в соответствии с требованиями современности.
В Харьковской области в интернатных заведениях находились 2732 ребенка. Из них только 180 детей имели статус сирот или РЛРО.
Вопрос: куда девать детей из интернатов, если биологическая семья не способна обеспечить полноценное развитие собственного биологического ребенка? Для этого государством предусмотрено еще одна форма семейного воспитания - это патронатная семья.
Согласно законодательству они не становятся родителями, а называются патронатными воспитателями. Они обеспечивают достойное развитие, рост и полное воспитание ребенка на определенный промежуток времени (до 3-х, 6-ти месяцев, а при особых обстоятельствах может быть продлен). Если есть живые и здоровые биологические родители, то дети повышают свой уровень социализации и впоследствии возвращаются к биологическим родителям. Но, к сожалению, существуют такие родители, которые не способны обеспечить безопасные условия роста и развития ребенка и уровень его социализации снижается. Контроль за такими родителями государством возложена на местные службы по делам детей. А для помощи таким родителям, которые попали в сложные жизненные обстоятельства, самостоятельно преодолеть различные обстоятельства призваны специалисты по социальной работе системы Центров социальных служб для семьи, детей и молодежи. В Харьковском регионе специалисты по социальной работе центров СССДМ помогают таким семьям наладить жизнь, освободиться от того, что им мешает выполнять свои родительские обязанности. Если не произошло того, что семья социализировалась, тогда из патронатной семье ребенок устраивается под опеку попечительства, или в приемные семьи, или в ДДСТ.
Вообще приоритет - усыновление!
Одной из форм помощи детям-сиротам и детям лишенным родительской опеки является наставничество. К сожалению, законодательство предусматривает, что наставника могут иметь только дети, которые круглосуточно проживают в интернатных заведениях. Но в связи с тем, что сейчас полностью реформируют систему, и в том числе, карантин способствовал тому, что реже возвращают детей в интернатные учреждения. Может это станет толчком для реформ, чтобы дети были вместе с биологическими родителями. Было сказано, что в интернатных учреждениях находилось 2732 ребенка. К сожалению, большинство из этих детей, имели биологических родителей, а вынуждены были проживать в интернатах. Службы по делам детей контролируют этот процесс, в тесном взаимодействии с социальными партнерами каждому ребенку обеспечивают реализацию права на семейное воспитание. Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи пытаются обеспечить предоставление социальных услуг всем слоям населения, которые в этом нуждаются, но семьи, которые воспитывают детей всегда в приоритете.
Конечно, есть риск, что биологические родители не полностью изменились, чтобы обеспечить ребенку достойные условия для проживания в семье. Но все службы по делам детей, центры СССДМ надеются, что могут преодолеть это. Надеюсь, что наши партнеры - общественные организации, которые активно помогают и неравнодушные люди, которые имеют в себе такую моральную составляющую, как помочь детям, поддержат нас. Они уже помогают, сотрудничают с нами, и мы очень благодарны организациям и лицам, которые помогают детям и государству в целом.
По вашему мнению, какая из этих форм устройства лучшая для ребенка?
Если говорить о лучшем, так это то, что указано в законодательстве, то есть усыновление. Оно не предусматривает усыновителям средств от государства, но является приоритетным. Ведь ребенок чувствует себя не «временным», а настоящим, который имеет возможность вспомнить, что такое родители, как они заботятся и делают его счастливым.
К сожалению, усыновление - достаточно сложный и длительный процесс. Не каждый человек, желающий усыновить ребенка, может сделать это. Рассматривается очень много документов, подтверждающих, что лицо имеет психическую способность (не имеет никаких отклонений), что лицо является дееспособным для того, чтобы обеспечить себя, свою семью и того ребенка, которого он желает взять. В Харьковской области в течение первого квартала этого года было уже 18 усыновлений. Это очень хорошо. Это не очень большой показатель в общем, но для процесса усыновления значительное количество. Мы гордимся тем, что происходит и что процесс популяризации усыновления не заканчивается, гордимся гражданами Украины, которые стали усыновителями и родителями, которые родили детей сердцем.
Процесс усыновления - сложный процесс. Как насчет коррупции?
Коррупционная составляющая существует в каждой сфере нашей жизни. Нельзя однозначно сказать: есть она или нет. Все зависит от человеческого фактора. Конечно, нельзя обобщать, но на самом деле мы стараемся работать там, где не только нравится, но есть возможность что-то сделать, чтобы быть настоящим представителем своего государства и ответственным работником. Для того, чтобы снизить риск появления коррупции, предполагается сложная система, которая не позволяет единолично решать дать разрешение на усыновление или нет. Все решается через суд.
Во-первых, кандидат собирает документы, законодательные учреждения, органы опеки и попечительства (службы по делам детей) очень тщательно подходят к изучению вопроса: имеет или не имеет право это лицо усыновить ребенка.
Механизм усыновления?
К выбору лиц, желающих стать усыновителями подходят тщательно. Нужно предоставить документы, подтверждающие физическую, моральную способность быть кандидатами в усыновители. Срок действия документов составляет один год со дня их выдачи, если иное не предусмотрено законодательством. Следующее - обеспечение финансовой стороны. И также обязательно предусматривается обучение. Если раньше это не было обязательным, то сейчас усыновители учатся согласно разработанных государством программ. Им рассказывают, что делать, если ребенок получил психологическую травму и риски для полноценного психологического развития. Как предоставить ребенку поддержку. Также рассматривается много вопросов, чтобы наладить взаимодействие между будущими родителями (кандидатами в усыновители) и детьми. Также рассматриваются различные возрастные категории детей, которые могут попасть в семьи усыновителей. К сожалению, предпочтение отдается детям до пяти лет. То есть, старших детей не каждый желает видеть у себя в семье. По этому поводу государством предусмотрено популяризацию усыновления. Полностью разработаны меры, чтобы убедить общество: ребенок, которому 16 лет и который имел трагический опыт взаимодействия с этим миром и средой, имеет право вырасти и понять, что настоящая семья есть и родители существуют. Было бы очень приятно, если бы наши граждане усыновляли не только маленьких детей.
Какие медицинские диагнозы запрещают усыновление ребенка?
Существует перечень диагнозов, утвержденных Минздравом. Сейчас его пересматривают, поэтому не могу сказать конкретно, поскольку выводы делают медицинские работники. Но, прежде всего, это психические заболевания. Медики обследуют и делают заключение, может ли быть кандидатом в усыновители, опекуны или для установления опеки.
Существуют другие причины, которые запрещают быть усыновителем. Если у человека была судимость, или если он был лишен родительских прав.
Какой процент детей на Харьковщине нуждается в опекунах, усыновителях?
Повторюсь, что контроль за соблюдением прав детей в государстве, по учетным данным осуществляется службами по делам детей, все эти процессы осуществляются в тесном сотрудничестве с Центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи, в настоящее время дети, которые находятся на учете, почти все устроены в семейные формы воспитания. Для двух процентов детей происходит подбор родителей. Не ребенка подбирают для семьи, а для ребенка выбирают семью. Не каждый человек, желающий стать усыновителем или приемной семьей может выбрать ребенка. Такого нет! Ребенку подбирают потенциальных родителей. Лица, желающие стать усыновителями, а в будущем родителями, чаще всего мечтают о маленьком розовощеком ребенке до 3-х лет, а дети-подростки остаются, потому что это считается сложный возраст, особенности развития и тому подобное. Именно такие дети сейчас ищут родителей. Этот процент небольшой, но он есть, потому что желающих принять старших детей мало.
Какова роль общественного сектора или церкви, религии? Как это влияет на формирование такого явления?
Существует социальное партнерство. В государстве оно рассматривается достаточно широко. Если раньше все делало государство, то сейчас сотрудничество расширяется и приобретает широкую огласку. Участвуют в работе общественные организации, религиозные. Имеют значение моральные стандарты человека. Мы обращаем на это внимание.
Взаимодействие есть. На Харьковщине есть много представителей, которые относятся к религиозным учреждениям. Но на законодательном уровне не сказано, что обязательно то или другое. Вообще, изменилось отношение к церквям и религиозным учреждениям. Они не должны отнимать у ребенка свободу выбора. Для нас приоритетом является обеспечить свободу выбора. Ведь нельзя гарантировать: станет ребенок потом сторонником определенной конфессии или будет равнодушен к религии. Мы благодарны всем представителям общества, общественным организациям, церквям за то, что мы - представители государства, которые просят, чтобы обратили внимание именно на детей, есть к кому обратиться.
Ваш призыв и пожелания.
Как представитель Харьковского областного центра социальных служб семьи, детей и молодежи призываю общество, особенно харьковчан, обратить внимание, что "семья" - это очень узкое понятие. Существует много различных форм семейного устройства детей. Нужно помнить об усыновлении и пытаться сделать маленьких и больших детей счастливыми. Призываю к взаимодействию с общественными организациями. Мы гордимся, что является благотворительный фонд «Майбутність і надія», представители которого сертифицированы МСПУ и могут проводить обучение относительно наставничества. Мы сотрудничаем со службами по делам детей Харьковщины, партнерство - это важная составляющая успешного результата, чтобы каждый ребенок получил счастье семейного воспитания и имел папу и маму.
У наставничества, к сожалению, нет государственной поддержки в случае реформирования институтов. Законодательством предусмотрено, что наставник приходит в учреждения, где круглосуточно проживают дети. Иногда он может принимать ребенка, существуют некоторые случаи и условия. Но сейчас детей вернули из интернатных заведений домой, или они устроены в приемные семьи или дома семейного типа. Мы, как представители центров и служб по делам детей, инициировали рассмотрение вопроса, чтобы дети в приемной семье или детском доме семейного типа также могли иметь наставника. В настоящее время пустить наставников без соответствующей законодательной базы мы не можем. Если законы обновят - это будет преимущество и значительная помощь для родителей. Например, в детском доме семейного типа есть десять детей. Это достаточно большое количество детей и очень сложно, какие бы там родители не были, которые гордятся и любят своих воспитанников. Но, если будет возможность наставнику приходить, общаться с ребенком, то это значительно поможет. Например, он может помочь подростку определиться с будущей профессией - рассказать о собственном опыте. Ребенок, может, не имеет представления о конкретном специализированном образовании, но таким образом может индивидуально узнать какую-то профессию. К сожалению, пока этого нет, но мы надеемся на перемены.
Второе направление - когда наставники работали в интернатах, а после этого ребенок был возвращен в биологическую семью. Наставничество - это как первая помощь. Затем может быть семья или детский дом семейного типа. К сожалению, не все воспринимают наставничество положительно. Но на самом деле это большая возможность узнать для себя: способен ли я полюбить и воспитывать этого ребенка. Есть наставники, которые закончили работу в соответствии с годовым договором. В течение этого времени осуществления наставничества нет возможности перепрофилироваться. Но бывают случаи, когда досрочно заканчивается действие договора: ребенка забрали домой, например. Не предусмотрено, чтобы наставник и дальше посещал ребенка.
Если наставник сознательно дошел до того, что он может стать одним из приемных родителей или усыновителем для ребенка, то это замечательно. Конечно, они также проходят обязательное дополнительное обучение и собирают документы, как и все остальные кандидаты в отношении семейных форм воспитания.
Сегодня мы идем больше к таким комбинированных формам? Мы рассматриваем наставника не только как самодостаточное взаимодействие с ребенком, но и возможный шаг к каким-то серьезным привлечениям?
Понимаете, это категория, которая не приближена к семейным формам воспитания. Вот патронатная форма приближена к семейному воспитанию. Наставничество - это просто помощь лица, которое способно бесплатно помочь подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Это разные направления, общество не должно их путать. Кто-то думает так - стал наставником, выбрал себе детей и стал приемным отцом отдельного ребенка. Не может так быть. Всегда и везде указано, что для ребенка подбирают наставника. Один наставник работает с одним ребенком. Не может быть так, что кто-то на правах наставника пришел в учреждение, пересмотрел детей и сказал: «Вот для этого буду наставником, буду помогать, а потом они станут моими воспитанниками или, может, кого-то усыновлю». Такого не бывает. Наставничество - просто возможность чем-то помочь ребенку. Отдельный фундамент, чтобы понять, что ты действительно можешь сделать что-то для ребенка. Затем, когда завершен период наставничества и срок договора истек, тогда этот человек, если имеет цель стать усыновителем или приемным отцом/матерью, должен снова пройти дополнительное обучение.
Сочетать наставничество с приемной семьей или иной формой устройства ребенка нельзя.
Законодательством предусмотрено и не нарушается условие, что одновременно не может быть разных форм устройства ребенка. В настоящее время этот вопрос касается и функционирования ПС, ДДСТ. С одной стороны это очень хорошо, потому что раньше у семьи, которая имела статус детского дома семейного типа, могло быть двенадцать детей. Почему так, если можно только десять? Потому что не было прописано, что запрещается различные формы. Поэтому был детский дом семейного типа, а также у этой семьи были под опекой дети. Вот получалось так. Наше население путалось, ходили слухи, что законом не предусмотрено, а на самом деле так нельзя.
Сейчас, мы считаем, что осведомленность населения повышается. Государство скорректировало законодательство, где теперь прописано, что одновременно не может быть двух форм устройства ребенка.
Хотя, можно быть приемной семьей и иметь усыновленного ребенка. Но это моральный, этический вопрос: как объяснить ребенку, почему другой усыновлен, а он - нет. Ребенок-сирота или лишенный родительской опеки имеет право усыновленным. Государственные служащие рассматривают этот вопрос, чтобы ребенку было комфортно. Если изъявили желание усыновить ребенка, а потом устроить другую форму пребывания, то пытаемся достучаться до родителей, чтобы усыновили и другого ребенка. Но, к сожалению, финансовый вопрос имеет значение, и, не всегда хватает средств в каждого дееспособного лица, чтобы обеспечивать усыновленных детей. Государством предусмотрено финансирование, денежная помощь ребенку-сироте или ребенку, лишенному родительской опеки, приемные родители и родители-воспитатели также обеспечиваются средствами - денежным вознаграждением, в сегодняшних условиях для детей это неплохая поддержка от государства.
Усыновление также?
Нет, здесь есть разница. Семья или детский дом семейного типа получает помощь, денежное обеспечение в размере двух с половиной прожиточных минимумов на одного ребенка. Еще семья получает денежное вознаграждение за то, что осуществляет воспитание. А вот усыновители ничего не получают, кроме выплат, предусматриваемых при рождении ребенка.
Есть вообще что-то в плане того, чтобы поддержать усыновителей? Потому что это требует наибольшей жертвенности.
Здесь две стороны одной медали. Каково происхождение усыновления? Кто-то не может иметь детей, но хочет стать мамой, например. Что для этого сделали? Могли уехать куда угодно, оформить все документы, усыновить ребенка из другого региона, и не хотели, чтобы кто-то из знакомых, родственников или родители знали, что ребенка усыновили. Например, поехала куда-то на год, усыновила ребенка, подождала, вернулась, и никто не знает, что этого ребенка женщина не родила, а усыновила, никто не скажет, что она усыновила ребенка, потому что никто не знает, а если женщина получает социальную помощь, то есть риск огласки между соседями. Здесь тайна имеет значения. Но все усыновители получают денежные выплаты на усыновленного ребенка такие же как при рождении (до трех лет). Сейчас немного меняется отношение к усыновителям. К примеру, если усыновляют ребенка, которому год-два-три, то он еще может чего-то не помнить и не знать, ему можно не говорить всей правды. А что делать с детьми, которым шестнадцать лет? Сейчас меняется состояние и дети от шестнадцати до восемнадцати лет имеют шанс получить семью. Очень приятно, что население меняет свое отношение. Многие начинают думать: «я достаточно обеспеченный финансово, у меня есть жилье, я отвечаю всем нормам, которые применяются к усыновителю, я могу усыновить ребенка шестнадцати лет, потому что у меня нет биологических детей. Я могу помочь этому ребенку именно тем, что усыновлю, и не будет тайны. Но буду объяснять ребенку, что я даю ей или ему возможность получить счастье, потому что шестнадцать лет они не имели семьи. Давай попробуем. Ты один/одна и я один/одна - у нас что-то получится».
Есть два направления. С одной - структура усыновления, с другой - что делать? Давайте будем доплачивать, но как? Выборочно? Кому давать помощь по желанию, а кому-то давать - нельзя. Здесь много вопросов, можно пресс-клубы организовывать, у нас существуют клубы приемных родителей, клубы детских домов семейного типа Харьковщины.
Вообще государственная система защиты детей предусматривает помощь прежде всего биологическим родителям, чтобы они могли быть достойными воспитателями. Для этого предоставляются социальные услуги. Штат Центров социальных служб для семьи, детей и молодежи слишком мал, чтобы обеспечить полноценную поддержку лиц, утративших возможность воспитывать собственных детей, то есть они не были лишены родительских прав. Это последний шаг, когда лишают родительских прав. Перед этим предоставляется возможность сделать что-то, чтобы вернуть ребенка и стать соответствующими родителями, которые смогли бы создать достойные условия для ребенка. Но кто должен помочь родителям? Если они жили и живут в регионе, где нет работы, они имеют временный заработок, то должны помочь представители Центра социальных служб семьи и молодежи, предоставить социальные услуги. Помочь этому лицу реализоваться, самостоятельно стать полноценным социализированным человеком. Мы не делаем ничего за них, просто направляем, разъясняем, рассказываем куда пойти и что сделать. Никто за них борщ не сварит и убирать им в доме не будет.
Эта помощь должна быть многокомпонентной, должны создаваться новые рабочие места и прочее, но этого еще нет. К сожалению, социальные услуги, которые осуществляют специалисты по социальной работе, часто такими родителями воспринимаются по-другому: я родила, я молодец, у меня семеро детей и не важно, что по отношению к пяти я лишена материнских прав.
Существуют такие семьи, где вообще не помнят сколько раз они рожали. Это очень страшно. Государством не предусмотрен категорический запрет рожать тем, кого лишили родительских прав. Они рожают, чтобы получить денежное обеспечение ребенка и все. Это вопрос болезненный, очень болезненный. Так и появляются дети, лишенные родительской опеки. И за это ответственность должны нести все представители органов местного самоуправления, но вопрос этот государственного уровня, очень сложно.
Если это районный центр и служба по делам детей, то количество работников, в лучшем случае, пятеро. Вообще сейчас происходит децентрализация. Многие представители исполнительной власти ОТГ не знают, что должен быть Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи, специалисты по социальной работе, к которым квалификационные требования - высшее соответствующее образование, опыт работы. Жаль, но общество не понимает разницы между социальными работниками и специалистами по социальной работе, что социальные работники помогают пожилым и другим категориям - они приходят приготовить, что-то сделать дома. Наши же работники - это специалисты по социальной работе. Они имеют высшее образование, они знают, куда направить, что сказать. Как помочь психологически травмированным биологическим родителям, которые не могут самостоятельно справиться и понять, что они здоровы, способны что-то делать? Наших специалистов по социальной работе мало. Они не могут охватить полторы тысячи человек, нуждающихся в помощи и качественно предоставить услуги всем согласно расчета государственных нормативов. Специалист по социальной работе может гордиться, что за месяц сделал все, что мог.
Например, дети находятся от трех до шести месяцев в патронатной семье. Ребенка помещают в патронатную семью, чтобы он имел возможность видеться, в том числе, со своими биологическими родителями. А наши специалисты по социальной работе должны за то время, чаще всего - это три месяца, повысить уровень социализации биологических родителей. Но, если у специалиста по социальной работе таких полторы тысячи семей, то каким образом он справится?
Я хочу сказать, если даже индивидуально, один на один, то изменить зрелых людей, которые направлялись в этой дезорганизации социальной, к безответственному отношению к своим родительским обязанностям много лет, то за три месяца - что возможно полноценно изменить?
Только если произошла в семье трагедия, например, умерла мать. Семья, которая имела и возможности, и этические и моральные ценности. Но произошла трагедия и отец стал злоупотреблять алкоголем. Здесь можно понять, и можно за три месяца отца привести в чувство. Если своевременно взяться за него, чтобы помочь и спасти от этого. Напомнить, что у него есть ребенок и ради него надо жить дальше. И сколько всего необходимо сделать, чтобы ребенок вернулся к своему биологическому отцу. Но наши специалисты помогают, и дети возвращаются в биологические семьи. Спасибо всем неравнодушным гражданам, которые посвятили свою жизнь детям, и работникам, которые помогают детям и семьям, и родителям, которые вспоминают, что дети - это счастье, и тем, кто взял на себя ответственность помочь маленькому и взрослому ребенку, став усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, родителями-воспитателями, патронатными воспитателями, наставниками!
Вопросы - Богдан Нсенгимана, Светлана Налбандян, Максим Балаклицкий

далее
Тільки зв'язок з Богом допоможе подолати глобальне зростання зла