"Shelter" в переводе с английского означает "Убежище". Участники Киевской молодежной христианской группы вкладывают в это название смысл "Убежище в Боге".
Музыка — ваша профессия или увлечение?Я — профессиональный музыкант, как и все члены группы. Играю более десяти лет, это не первый мой коллектив. Участвовал в различных проектах и фестивалях в Украине, конгрессах. Занимался музыкальным молодежным служением. Группа "Shelter" состоит из близких по духу людей. Играем вместе не только потому, что мы хорошие музыканты, а потому, что все являемся истинными друзьями.Как возникла группа? Кто придумал название "Shelter"? Возраст музыкантов?Название придумала солистка Иванна Олейник. В феврале 2017-го ее пригласили руководителем музыкального служения в молодежный лагерь “Линия Отрыва” в санатории “Барвинок” в Новом Роздоле, Львовской области. Она искала музыкантов для группы. Я предложил помощь, так сформировалась основа: Иванка — солистка, я — бас-гитарист, Андрей Георгиогло, — гитарист. Пригласили Арсена Дрозду, отличный клавишник, сейчас учится во Львовской консерватории по классу скрипки. Тогда же познакомились с львовянином Олегом Демченко, который стал нашим барабанщиком. Репетиции начались летом. Участники — молодежь, примерно нашего возраста. Мне сейчас 24 года, Иванке 25. Хотя группе "Shelter" более двух с половиной лет, примерно год, она была безымянной.Как развивалась группа, где выступала?Начали с летнего лагерного служения, а в октябре нас пригласили в Николаев на трехдневную молодежную библейскую конференцию. Поехали измененным составом. Барабанщика взяли из группы "Kapwl", в котором играют мои младшие братья, ведь я также и их продюсер: нас в семье трое братьев-музыкантов. После Николаева пришло в голову: хорошо бы выступить во Львове. Клавишник — львовянин, а Иванку пригласили туда на запись музыкальной программы на телеканале “Надежда”. Поэтому во Львове выступили на молодежной встрече в конце ноября или начале декабря, точно не вспомню. Потом был длительный перерыв, мы еще не организовывали мероприятия самостоятельно и зависели от потребностей других людей. Жили в разных концах Украины: трое в Киеве и двое — во Львове. Это мешало, поэтому состав изменился: в 2018-м барабанщиком стал мой одноклассник Олег Железко, а клавишников приглашаем разных.С июня 2018-го начался насыщенный период: участие в фестивале "Я пою для Иисуса", в том же "Барвинке", в Новом Роздоле. В сентябре 2018-го играли на Молодежном конгрессе "Живи Христом" в Варшаве. В ноябре 2018-го выступали в эфире телемарафона "День Надежды". Винница приглашала на конгрессы.В 2019-м принимали участие во Всеукраинском конгрессе "Он жив" в городе Буча и в записи новогоднего марафона на телеканале “Надежда”. 2020-й начали концертом “Чудо Рождества!” в Белой Церкви. Это основные мероприятия, очень насыщенная творческая жизнь, все не вспомню. Как нарабатываете репертуар? Нет ли противоречий между, соответствующим возрасту, влечением к молодежной музыке и достаточно консервативным мировосприятием верующих?Христианская музыка не обязательно консервативна; она может быть современной. В моем понимании, консервативность является признаком отсутствия развития. Исторически, каждые 20-30 лет христианская музыка меняла направление, становилась современнее. Знаменитое произведение Генделя "Аллилуйя" не было воспринято сразу; композитора чуть не отлучили от церкви. Сегодня оно является одним из образцов христианской музыкальной культуры. Прогресс, это хорошо. Тяготеем к современным ритмам, музыке надо развиваться.В репертуаре есть ряд песен авторства Иванки, мы создаем аранжировку. Часть произведений — иностранные, переведенные. Переводы тоже делает Иванка. Недавно презентовали новые песни, в частности, "Ты — моя скала", "Псалом 34", "Сердце чистое" перевод по мотивам 50-го Псалма Давида. Пели в лагерях, на молодежных и обычных богослужениях.Делаете студийные записи? Выкладываете что-то в Интернете?В сети достаточно записей наших выступлений, но пока не записываемся в студиях. Стремимся развивать живое исполнение. Если песня написана для общего пения и на нее есть плюсовка, тогда живое исполнение становится менее востребованным. В церквях ставят аудиозаписи, ведь так проще. С другой стороны, чтобы создать качественный продукт, нужно репетировать хотя бы два раза в неделю по два часа. Это тот минимум, который позволяет коллективу сыграться. Нужен большой репертуар. Группа отдельной общины должна исполнять хотя бы 40-50 песен. Иначе быстро надоест слушателям. Это серьезная работа, требующая постоянных технических обновлений, нужны инструменты, аппаратура. Затратное служение и сложный процесс. Стимулируем общины, в которых есть, хоть минимально, талантливая молодежь, создавать живое прославление.Служение является обязательным делом верующего, но хочется представить повседневной контекст, в котором существуют участники группы "Shelter".Все мы — профессиональные музыканты. Барабанщик Олег Железко выступает со многими известными артистами. Иванна Олейник учится в магистратуре Национальной музыкальной академии Украины имени Чайковского. Она — музыкальный критик, преподает музыкальные дисциплины в христианской школе "Утренняя звезда", дает частные уроки вокала и сольфеджио. Гитарист Андрей Георгиогло сейчас занят личными проектами, которые не касаются творчества, но планирует связать профессиональное будущее с музыкой. Сотрудничаем с различными клавишниками, чей профессиональный уровень нас устраивает. Я — пастор адвентист в городе Белая Церковь; хотя музыка не приносит дохода, она связана с основной деятельностью.Церковь, в которой служите, является основной базой для творчества группы "Shelter"?Для репетиций собираемся в Киеве; сейчас работаем над обустройством собственной репетиционной комнаты. Община не всегда может предоставить условия, необходимые для музыки. В Белой Церкви проверяем новые формы музыкального служения. В частности, концерт "Чудо Рождества", которым начали 2020-й год, имеет миссионерскую составляющую, как и задумывался.Как в плане репертуара коллектив зависит от организаторов мероприятий?Мы самостоятельны во всем: репертуаре, составе, выборе солистов и так далее. Можем пойти навстречу пожеланиям организаторов, если они стопроцентно вкладываются в обеспечение условий выступления и комфортности процесса.Собираемся продолжать формировать тематические концерты: рождественские, пасхальные, благотворительные. Планируем поставить их, так сказать, на поток. То есть, готовя программу, в течение определенного периода будем представлять ее на нескольких мероприятиях. Для посетителей концерты бесплатные, наша цель — улучшение имиджа местных общин. Однако, организаторы вкладывают в мероприятия немалые средства. Но Бог это благословляет.Как представляете развитие и популяризацию христианской музыки?В Украине есть хорошие музыканты и немалый потенциал для развития адвентистской музыки. Проблема в том, что мало кто понимает, как это правильно использовать. Из Библии известно, что музыка была частью богопоклонения. Это осуществляли специальные люди, левиты, которых Бог содержал ради музыкального служения. Не скажу, что стоит переносить эту модель в наше время, ведь иные реалии. Имею в виду сам принцип. Музыка может быть одним из столпов служения, как в библейские времена: создавать правильную атмосферу во время богослужений, положительный имидж местной общины, показывать контекст жизни в церкви новоприбывшим людям. Адвентистские церкви разные по составу: семейные, официальные, молодежные. Могут привлекать своих людей через соответствующую музыку.Какова роль в этом процессе именно группы "Shelter"?Большая часть музыки для богослужений архаична, с 17-19-го веков, начала 20-го. Касательно молодежной — наблюдается тенденция перевода иностранных произведений: Латинской Америки, США, Австралии. Стремимся создать музыкальный материал с учетом местного контекста: этноса, философии, культурной среды.Основа христианской музыки — богослужение. Большинство стилей не соответствуют этому назначению. Она, с одной стороны, является вероучением, а с другой — отражением религиозного опыта. Если первая ипостась универсальна для всего мира, то вторая — для каждого региона в каждое время своя. Путь верующих в каждой точке планеты и в разные времена иной. Он должен отражаться в музыкальных произведениях. Например, предыдущее поколение во времена СССР переживало репрессии, еще раньше — голод. Нынешняя жизнь тоже имеет свои особенности. Все это — основа для христианских произведений.Возможно ли коммерциализировать выступления: продавать билеты, собирать залы, стадионы?Христианская музыка в реалиях современной Украины не имеет коммерческого будущего, ведь не сформирован массовый потребитель. Музыку невозможно отделить от среды, в которой она возникает, развития церкви и служения. Распространение моды на христианскую музыку зависит от степени христианизации общества. Если наша планета будет иметь достаточный срок существования для этого, тогда будут собираться стадионы слушателей.Вопросы — Виктория Березка.