Не так страшны адвентисты, как их малюют

Ответ Константина Буд-Гусаима украинскому автору-фантасту.

Попала мне в руки книга «Бот. Атакамский кризис» известного украинского писателя Макса Кидрука. Учитывая мое неравнодушие к фантастике тех пор, как когда-то прочитал книги Братьев Стругацких «Трудно быть Богом» и «Пикник на обочине», обойти это произведение было тяжело. А учитывая, что творчество Кидрука давно интересовало, принялся за чтение, как только книга попала в руки.
И уже в самом начале споткнулся слова, царапнули по сердцу. На фоне захватывающего сюжета, хорошего описания местности Южной Америки и достаточно информативной подачи, эта цитата была как ложка дегтя, оставив неприятный привкус при дальнейшем чтении.
Ложка с дегтем звучала так: «Все наркоманы, — повторяла матрона, — конченые люди, нелепые обезьяны с односторонним билетом в ад, где они вечно будут мучиться и пожирать дерьмо. Хуже них никого быть не может... Ну, конечно, если не принимать во внимание адвентистов и свидетелей Иеговы»1.
И можно было пройти мимо этой фразу, не обратив внимания, но эти слова, почти полностью повторились снова, через несколько страниц: «...убийцей Текито Рейес не был и становиться не собирался. Несмотря на то, что этому его не учили, чилиец понимал: стать человекоубийцей — это хуже, чем подсесть на героин. Это даже хуже, чем отправиться в адвентисты или свидетели Иеговы»2.
Вот так легонько и незаметно, в голову читателей укладывается маленькая мысль, укладывается мимоходом, вскользь так сказать, что это страшные и ужасные секты. Они настолько страшные, что хуже наркоманов, но в то же время, чем-то лучше чем душегубы.
Стоит сделать небольшое отступление и заметить, что объединять адвентистов со свидетелями в одну группу не совсем уместно. Потому что единственный критерий, который их объединяет — реставрационизм, то есть классификация, которой пользуются религиоведы, чтобы описать церкви, развивавшиеся в порыве восстановления первоапостольской церкви. Так Говард Л.Биддулф в своей книге «Restoring the ancient Christian church: four American Conceptions» к реставрационистам относит также Церковь Христову (кемпбелитив), Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормонов) и ранних пятидесятников. Но отмечает, что ряд церковных организаций — кемпбелиты, адвентисты и пятидесятники — сформировали свои вероучения и получили признание в протестантской общине христиан как церкви, которые придерживаются тринитарного учения о Боге. В противоположность им мормоны и свидетели остаются экзотическими церквями или, по другой классификации, христианскими культами так и вероучения их — экзотические. Так мормоны верят в трех отдельных богов, а свидетели лишь в одного Иегову, Иисуса считая творением, а Духа Святого — силой.
Поэтому, завершив религиоведческую ремарку, попробуем разобраться, так ли страшны адвентисты как их малюют. (По свидетелей отвечать не возьмусь, потому что к их организации не принадлежу.) О том, что адвентисты верят в Троицу, я уже указал выше. Также они придерживаются протестантских 5 sola:
1. Только Писание — Библия является единственным боговдохновенным источником вероучения церкви. Она является ясной и самоочевидной.
2. Только верой — человек получает прощение только благодаря вере.
3. Только благодатью — спасение люди получают только как благодать, его невозможно заработать своими делами.
4. Только Христос — вера в то, что есть только один посредник между Богом и людьми — Иисус Христос,который умер, воскрес и воссел одесную Отца своего.
5. Только Богу слава — вера в то, что молиться и славить стоит только Бога, потому что Он является источником спасения.
Также стоит добавить, что кроме традиционных доктрин, адвентисты еще придерживаются учения, тело является храмом Духа Святого, как писал апостол Павел в своем письме к христианам в Коринфе3. Потому они: не курят, не употребляют наркотиков, спиртного и других стимуляторов, в основном придерживаются вегетарианского питания и уделяют внимание отдыху и занятиям спортом.
Исходя из этих взглядов, адвентисты занимают значительную нишу в сфере здравоохранения, имея больницы и санатории во многих странах мира. А самый известный адвентистський медицинский центр в городе Лома Линда (Калифорния, США) занимает главенствующее место в области трансплантологии и лечения рака. Но если даже не считать медицину, то здоровый образ жизни, который пропагандируют адвентисты, приводит к увеличению срока жизни тех, кто придерживается этих принципов и не только количественно в годах, но и качественно.
Следующим моментом замечу, что кроме медицины адвентисты также занимаются образованием и имеют разветвленную сеть школ, институтов и университетов. В этих заведениях кроме школьной или университетской программ в сознание школьников и студентов закладывают важность моральных принципов. Потому что и сама церковь верит в важность соблюдения нравственного закона, выраженного в 10-ти Божьих заповедях. Так, на фоне падения морали, наблюдаемой в обществе, адвентисты стоят на стороне восстановления моральных ценностей в наших детях и молодежи.
Ввиду последних событий: боевых действий на Востоке Украины и пандемии коронавируса, развернувшейся в мире в течение последнего года, не могу не вспомнить об ADRA (Адвентистское агентство помощи и развития), которое активно помогает в восстановлении жилья на отвоеванных территориях Донецкой и Луганской областей, обеспечивает водой, продовольствием и товарами первой необходимости, а с началом пандемии — поддерживает больницы по всей Украине, предоставляя средства защиты и аппараты ИВЛ.
Итак, подводя итог, мы можем оценить кто они, эти адвентисты? Каково их вероучения и участие социальном аспекте развития государства? Поэтому действительно ли они такие страшные, что лучше уж быть наркоманом?
Константин Буд-Гусаим
1. Издательство КСД, 2020, стр.17
2. Издательство КСД, 2020, стр.21
3. 1-е Послание апостола Павла к Коринфянам 3:16

далее
Світлана Андрєєва: найвищі злети нашого життя відбуваються тільки після серйозних потрясінь