Какие из библейских заповедей - главные? (01.07.2018, Александр Васюк)
На вопросы отвечает Игорь Корещук, священнослужитель, доктор теологии, автор и ведущий программ на телеканале «Надежда»Наибольшая заповедь. Прежде всего, прочитаем слова Самого Христа о самой заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей своей душой, и всем разумением твоим; это первая и наибольшая заповедь. Вторая - подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На эти две заповеди опираются весь закон и пророки» (Евангелие от Матфея, 22:37-40).Приглашаю исследовать этот текст, чтобы понять, данное утверждение Иисуса Христа подразумевало отмены десяти Божьих заповедей?Во-первых. Сам факт существования наибольшей заповеди свидетельствует о существовании и других заповедей, как должность главного инженера на производстве предусматривает наличие других инженеров. Отвечая на вопрос законоучителя, Христос не имел ввиду двумя упомянутыми заповедями изменять или заменять Декалог, а лишь стремился показать сущность Божьего Закона.Во-вторых. Иисус утверждает, что на эти две заповеди опираются Закон и пророки. Термин «Закон и пророки» - устойчивое новозаветнее выражение, чаще всего означающее боговдохновенные Писания всего Ветхого Завета. Употребленное Христом слово «опираются» - греческое «крематай» - значит подвешивать, повесить (в Синодальном переводе - «утверждается»). То есть, условно говоря, весь Закон «подвешен» на этих двух принципах. Иисус говорит, что на этих двух заповедях держится весь Ветхий Завет.В-третьих. Стоит спросить: насколько заповеди, провозглашенные Иисусом, были новыми в значении «незнакомыми» для Его современников? Первая из двух заповедей, процитированная Христом, была частью ежедневной молитвы, записанной в Пятикнижии, которую иудеи называли «Шма»: «Слушай, Израиль: Господь, Бог ваш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею силою твоею» (Книга Повторение Закона, 6:4,5). Ее цитирует Иисусу законник (см. Евангелие от Луки, 10:25-27). А вторая заповедь взята Христом из книги Левит: «Не мсти и не носи в себе недовольство на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя. Я - Господь» (Книга Левит, 19:18).Четвертое: Если эти две заповеди отменяют десять, то как они могли сосуществовать во времена Торы? Если две заповеди любви присутствовали в ветхозаветные времена, то зачем тогда Бог давал на Синае еще и десять заповедей? Понятно, что эти две заповеди не даны Господом, чтобы заменить десять.Как свидетельствует история доктринального развития христианских деноминаций, эти две заповеди без десяти очень скоро превращаются в простую сентиментальность, потому кто в конце концов определять, что же на самом деле означает «любить ближнего, как себя»? Устраните Декалог, и вы будете бессильны доказать греховность беззаконие.Поэтому десять заповедей нуждаются в двух, чтобы уберечь христианина от фарисейского, формального и поверхностного их выполнения. А десять заповедей необходимые для двух, чтобы человек не терялся в догадках и фантазиях, что Бог имеет в виду, когда говорит о любви к Себе и к ближним, и в чем эта любовь по-настоящему проявляется. Сам Бог объясняет в Своих десяти заповедях, что Он вкладывает в понятие «люби».Это уникальное сочетание двух заповедей любви с десятью раз и имел в виду Христос, провозгласив, что «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе [две заповеди любви] и истине [десять заповедей], ибо Отец ищет Себе таких богомольцев. Бог есть Дух, и те, что поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе [две заповеди любви] и истине [десять заповедей] поклонения» (Евангелие от Иоанна, 4:23,24).«Как Я возлюбил вас». Почему же тогда Спаситель называет заповедь новой? Сам и объясняет: «Это заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Евангелие от Иоанна, 15:12). Новизна заповеди заключалась в том, что впервые она была не просто провозглашена словами, а продемонстрирована в жертвенной жизни Сына Божьего.Заголовок десяти заповедей: «Любовь». Таким образом, по словам Христа, две заповеди включают в себя все учение Ветхого Завета. Так чем есть две заповеди для десяти: обобщением или их заменой? Хотел бы привести однозначное утверждение апостола Павла: «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай и другие, заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Послание римлянам, 13:9). Апостол цитирует 5 заповедей с Декалога, указывая, что они находятся в заповеди «люби ближнего», а не отменены ею. Употребленное апостолом Павлом древнегреческое глагол «анакефалайоо» («находиться», рус. «заключаться») буквально означает соединять под одним заголовком. Поэтому две заповеди Христа - это заголовок к двум скрижалям Декалога, а не их замена.