Центр Разумкова ежегодно организует круглый стол «Религия и власть в Украине: проблемы взаимоотношений». И перед каждым проводит специализированный опрос о религии. И так уже 20 лет. Одни и те же вопросы. Из года в год.
Это дает отличную возможность проследить, как изменялись процессы в динамике. Социологи подтвердят, что для любых выводов важно иметь одинаковые формулировки вопросов. Только тогда можно сравнивать цифры. Центр Разумкова такую опцию обеспечивает.Это уникальное по своей глубине исследование, не имеющее равных на постсоветском пространстве. Религиозная ситуация в Украине хорошо изучена именно благодаря таким опросам. И вдруг вы захотите прочесть что-то такое о России, Беларуси, Молдове или Казахстане – вам просто не удастся. Ибо такого уровня данных никто не имеет.В этот раз они опубликовали не только количественные, но и качественные данные – врезки из фокус-групп. Представленные данные дают отличную возможность не только для анализа и, как следствие, понимания ситуации, но и, конечно, осторожно позволяют прогнозировать развитие религиозной ситуации в Украине.Какова вера украинцев? От чего она зависит? Поддерживают ли граждане идею государственной церкви? А преподавание религии в школах? За какие проступки готовы поддержать запрет церквей и кто из украинских религиозных лидеров впервые в истории обогнал в рейтинге доверия папу римского?С 12 по 19 ноября 2021 года во всех контролируемых правительством регионах Украины в целом опросили 2018 респондентов в возрасте от 18 лет. Исследование репрезентативно, а теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%. Кроме того, в этот раз также провели 5 фокус-групп общей численностью 46 человек, характеристики которых представляют население Украины.Религиозный портрет УкраиныДоля верующих в Украине за последние 20 лет несколько выросла и, похоже, достигла предела. Это то, что социологи религии называют религиозным максимумом. Украина его достигла в 2014 году на фоне глубинных общественных потрясений: бегства президента, расстрела Небесной сотни, аннексии Крыма и начала войны в Донбассе. Тогда верующими назвали себя рекордные 76% граждан. Позже этот показатель пошел на убыль до своего обычного уровня 66-68%. То есть две трети населения Украины верующие.Для сравнения: в 2000 году верующими называли себя 57,8%. Рост верующих произошел прежде всего за счет сокращения доли колеблющихся между верой и неверием. В начале столетия таких было 22,5%, а сейчас только 13%. Практически не поменялся уровень убежденных атеистов – в районе 3,5-4%. К ним еще нужно прибавить плюс-минус 5% неверующих.Традиционно выше религиозность на западе страны. Причем, она стабилизировалась еще 20 лет назад. Тех, кто считает себя верующим, здесь 87,9% (2000 г.) и 87,1% (2021 г.). А вот юг и восток несколько подросли – с 48 до 60%. Подтянулся и центр – с 54 до 63%. И, опять же, рост в большей степени произошел за счет неопределившихся ранее.Четкая и недвусмысленная динамика всех 20 лет исследований позволяет выделить несколько устойчивых корреляций. В среднем чем старше человек, тем он более религиозный. Женщины больше склонны к вере, чем мужчины. Среди горожан и людей с высшим образованием уровень верующих меньше, чем среди крестьян и людей со специальным или без образования вообще. И это не просто мои предположения – это наблюдения, подтвержденные массивом данных опросов за последние двадцать лет. Хотя сами респонденты, в основном, не видят корреляции между верой и уровнем образования.Около половины украинцев посещают богослужения, и это та цифра, которая почти не изменилась с 2000 года. Наиболее активными в этом верующие Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) – 93,3%, далее идет Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) – 76,8%, Православная церковь Украины (ПЦУ) – 66,9%. В целом же 15,6% украинцев ходят в церковь раз в неделю или чаще, еще 18% – раз в месяц и 34,6% – только по большим праздникам. Активнее ходят на западе, пожилые люди и греко-католики. Реже ходят на юге, молодые люди и в ПЦУ.Конфессиональные оттенкиДоля православных все двадцать лет сохранялась на уровне около ⅔, с колебаниями от 60% (2021 г.) до 70,6% (2013 г.). Второй по численности конфессией являются греко-католики. Их доля в среднем равняется 8%, с колебаниями в пределах от 5,7% (2013 г.) до 9,6% (2020 г.). Кстати, доля греко-католиков, по опросу, совпадает с их частью в религиозной инфраструктуре Украины – тоже в районе 8-9%. От пол до полутора процентов римо-католиков, что сопоставимо с их долей среди всех приходов по стране.В пределах 1-2% всегда фигурируют протестанты. Однако их церковная сеть достигает трети всех общин, а значит, почему-то они попадают во «внерадарные» зоны социологов. Однако в опроснике есть еще графа «просто христиане», к которой ежегодно себя относят около 8% людей. И мне кажется, что это в большей, если не исключительной, степени как раз и есть протестанты. Так что можно смело «отдавать» им процентов с 10 религиозной карты. Под протестантами я имею в виду баптистов, пятидесятников, харизматов, адвентистов, лютеран и венгерских реформатов в Закарпатье. В пределах до полпроцента находятся иудеи, мусульмане, буддисты и язычники. С мусульманами ситуация ухудшилась из-за аннексии Крыма и оккупации Донбасса, где было очень много крымских татар. Так, в 2013 году на юге фиксировали 4,2% мусульман, а вот уже после аннексии – всего 0,5%.Церковная конкуренцияПостепенно увеличивается количество приверженцев Православной церкви Украины – за последний год на 4,1%, а вот уменьшение верующих Украинской православной церкви Московского патриархата – исторический тренд. Каждый год, начиная с 2010 года, становится все меньше людей, которые ассоциируют себя именно с этой церковью. Падение с 23,6% в 2010 году до 12,1% в 2021 году. Причем увеличение ПЦУ происходит не столько за счет УПЦ МП, сколько за счет «просто православных», которых стало меньше за тот же год на 4,9%. Интересно, что на юге резко упало количество сторонников ПЦУ – с 22,8% до 14,1%, что равняется показателям УПЦ МП. Хотя еще год назад разрыв был в три раза – 22,8 против 7,1%. На востоке наоборот – показатели ПЦУ резко выросли, и она там впервые обошла УПЦ МП – 19,9% против 16,1%.Каждый пятый украинец декларирует принадлежность к определенной религиозной общине. Доля таких выше на западе (39,7%) и ниже на юге (6,3%). 2/3 греко-католиков (68%) принадлежат конкретной общине, у православных эти цифры меньше: чуть больше трети в УПЦ МП (36,1%) и четверть в ПЦУ (25,8%). То есть у православных более «отвлеченные верующие», которые могут не принадлежать к конкретным общинам, в отличие от греко-католиков.В Православной церкви Украины и Украинской греко-католической церкви младший верующий, а в УПЦ МП около 40% – это люди 60+. Гендерный баланс первых двух церквей почти одинаков и приближается к общенациональному. В среде Украинской православной церкви Московского патриархата 2/3 верующих – это женщины, только 1/3 приходится на мужчин.Уровень доверия к институту Церкви в Украине за 20 лет почти не изменился и составляет 63,5%. Баланс доверия/недоверия у иерархов распределился следующим образом. Впервые митрополит Эпифаний (+35%) смог занять самое высокое место в рейтинге доверия, сдвинув многолетнего лидера – папу Франциска (+27,6%). Далее следует архиепископ Святослав (Шевчук) (+23,1%), патриарх Варфоломей (+17,9%) и почетный патриарх Филарет (+14,5%). Замыкают список представители Московского патриархата митрополит Онуфрий (+5%) и патриарх Кирилл (-22,4%).Религия и нацияДля украинцев не присуща связь религии с национальностью. Почти 80% утверждают, что для того чтобы считать себя украинцем, не обязательно принадлежать к определенной религии или церкви. Это, кстати, уникальный феномен среди всех других стран, где большинство относится к православию. Так, в 2017 году американский Pew Research Centre опубликовал обширный опрос о религии стран Центральной и Восточной Европы. В нем мы тоже фигурировали как те, для кого такая связь не важна. В то время как в других странах распространена эта связь: «россиянин – значит, православный», «настоящий грузин/грек должен быть православным», «настоящий армянин ходит в Армянскую церковь» и так далее.Интересен также новый вопрос в анкете – «с каким сообществом вы себя прежде всего идентифицируете?». Две трети ответили «с гражданами Украины», еще около четверти избрали фактор региона или города. В этом случае интересны распределения по группам. Общенациональная идентичность более присуща молодежи (74,2%), чем пенсионерам (64,7%); жителям запада (79%), чем жителям востока (59,3%) или юга (60,8%); верующим ПЦУ (80,1%) и УГКЦ (75,7%), чем УПЦ МП (59,3%). Зато у последних довольно ощутимая региональная идентичность – 33,5%, которая также выше у категорий 60+, жителей востока (27,8%) и юга (30,9%). Из чего можно сделать осторожное заключение, что значительная часть УПЦ МП приходится на аполитичных пожилых жителей востока и юга.Также на 10% увеличилось количество тех, кто считает, что церковь должна быть национально ориентированной, однако все равно остаются 44,5%, которые так не считают. За ориентацию церкви на нацию половина на западе и четверть на юге, по 54% в ПЦУ и УГКЦ.Церковь и государствоБолее половины украинцев не поддерживают идею государственной церкви. При этом 9,1% считают, что церкви должны строиться на средства государственного бюджета, еще 4,8% – за счет местных бюджетов. За 20 лет выросла доля тех, кто считает отделение церкви от государства предпосылкой демократии: с 36,4% в 2000 г. до 49,3% в 2021 году.40% положительно воспринимают вовлечение церквей в светские, государственные меры (молитвы, освящение, благословение). Негативно относятся только 17,5%, а трети безразлично. Хотя когда политики публично демонстрируют свою религиозность, это уже возмущает 30,8% людей, хотя поддерживают такие действия 30,1% граждан.За эти 20 лет уменьшилось количество приверженцев преподавания религии в школах. Если раньше против такой идеи было всего 31%, то сейчас 43,4%. Раньше допускали преподавание в форме факультативов 38,4%, а сейчас 33%. За обязательное преподавание ранее выступали 20,6%, сейчас – всего 13,9%.47% допускают, что в редких случаях допустимо запретить деятельность церкви судом. Среди факторов, разрешающих запрет, граждане выделяют следующие: имеет характер тоталитарной секты (66,8%), практикует жестокие обряды (65,3%), проповедует человеконенавистнические идеи (58,7%), призывает к насилию (50,2%) ), поддерживает политику страны-агрессора (38,1%), нарушает законы (37,4%), ограничивает верующих в правах (30,4%).Интересно, что верующие УПЦ МП меньше всех поддержали пункт о поддержке политики страны-агрессора – лишь 14,7% на фоне 54,4% в ПЦУ и 45,5% в УГКЦ. Более половины респондентов (53,4%) считают, что в Украине есть церкви, которые нужно запретить.Цифровизация и измененияЦеркви, как и другие организации, довольно тяжело переживают периоды закрытия в результате локдауна. Так вот, 10,2% заявили, что участвовали в религиозных богослужениях через интернет. Более модернистскими здесь оказались жители запада – каждый 4-й участвовал, но каждый 5-й считает это недопустимым. На юге лишь 5,4% участвовали и 59,2% считают это недопустимым. Около 40% греко-католиков смотрели службу Божью в трансляции и не считают это преступлением. В то же время наиболее скептически к этому относятся в УПЦ МП – 42,6% против.В целом же по Украине 38,6% поддерживают внедрение новых технологий в религиозную жизнь. Таких больше на западе и меньше на востоке. Хотя для большой доли населения эта тема безразлична.Более половины (59,1%) ходящих в церковь считают, что ничего менять не надо. Интересно, что меньше сокращений богослужений хотят в УПЦ МП, в которой в среднем богослужения продолжаются дольше. По данным фокус-групп, даже некоторые греко-католики хотели бы еще сократить службу Божью, хотя у них она и так довольно непродолжительна. Кроме того, из ответов в фокус-группах видно, что людям хочется скамеек в церквях, они откровенно говорят, что из-за долгих стояний думают не о службе Божьей, а о ногах и спине.Причем за лавочки выступают и самые консервативные верующие УПЦ МП. Поэтому первый, кто официально провозгласит установку скамеек в церквях своей юрисдикции, соберет «сливки переходов».По материалам LB.ua