Реформация и Kонтрреформация: достижения и последствия

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в 2017 году, согласно Указу Президента Петра Порошенко Украина вместе с другими протестантскими странами отмечает 500-летие Реформации. В результате воздействия реформационных идей на мировое общество было реформировано не только религиозную составляющую Европы, но вместе с этим изменение произошло в области науки, культуры, искусства, общества, политики и т. д.

Причины появления контрреформацийного движения

В результате распространения реформационных идеалов пошатнулся авторитет Западной церкви, которая в ответ на действия реформаторов создала перечень мер, которые были направлены на искоренение протестантских движений, введение жесткой цензуры, создание высшего инквизиционного трибунала, привлечения правителей государств в борьбе против протестантизма. Это движение в истории получил название Контрреформация. Итак, целью данной работы является исследование реформационного и контрреформацийного движений и их вклад в мировое сообщество.

Изменение европейского религиозного ориентира

Протестантская Реформация в начале XVI века вызвала религиозный, политический, интеллектуальный и культурный переворот, который привел к расколу католической Европы. Как отмечает исследователь протестантизма Ю. А. Голубкин, «Реформация... привела к расколу Римско-католической церкви, которая в средние века была не только мощным феодальным владельцем, но и идейным оплотом феодализма... приобретя постепенно европейское, а затем и мировое значение. Изменила быт и повседневную жизнь многих народов, повлияла на развитие идеологии, общественно-политической мысли, культуру и систему образования» [1, с. 16].

В северной и центральной Европе реформаторы, такие как Мартин Лютер, Жан Кальвин и Генрих VIII бросили вызов папской власти, поставив под сомнение способность Католической церкви определить нормы христианской жизни человека. Они выступали за разделение религии и власти и высшим авторитетом требовали поставить Священное Писание. Раскол вызвал войны, гонения и контрреформацийнное движение. Когда немецкие крестьяне, вдохновленные частично мнением о священстве всех верующих, восстали в 1524 году, став на сторону князей Германии, в результате этого выступления протестантизм стал государственной религией в большей части Германии, Скандинавии и странах Балтии.
В результате деятельности Кальвина, Женева стала центром для протестантских изгнанников, и учение быстро распространилось в Шотландии, Франции, Трансильвании. В Голландии кальвинизм становится религиозной и экономической силой в течение следующих 400 лет.
После того, как Генрих VIII, получив отказ от Папы Климента VII аннулировать брак с Екатериной Арагонской, английский король объявил в 1534, что он один должен быть конечной инстанцией в вопросах, связанных с Английской церковью. Генрих VIII ликвидировал монастыри Англии, конфисковал в пользу государства их богатство, активно требуя, чтобы Библия оказалась в руках каждого англичанина. Начиная С 1536 году каждый был обязан иметь копию Священного Писания.
В целом причинами Реформации стали «чисто религиозные причины: недовольство положением вещей внутри церкви, попытки вернуть церковь к раннеапостольських времен и средневековое католичество, которое было не только религиозной доктриной, но и сильной системой, которая накладывала определенные границы на все общественные институты» [2, с. 123-130]. Итак основными результатами деятельности протестантских движений стало прежде всего бурное экономическое развитие Европы и становления личностных отношений с Творцом Вселенной.

Иезуитский проект Западной церкви

Обновленное движение Западной церкви, которое был ответом на возникновение и распространение Реформации, является так называемой католической реформой. Проект и реализация этой реформы были разработаны в 1545-1563 на Тридентском соборе. Поскольку мировосприятие общества конца XVI в. было безвозвратно изменено, Католическая церковь предложила новые методы в педагогическом, интеллектуальном, организационном, миссионерском и пасторском подходах, которые в первую очередь удовлетворяли потребности тогдашнего общества.

Основную роль в претворении в жизнь разработанных положений сыграл орден иезуитов (1540), который создал инквизиционный инструмент для проверки и уничтожения всех реформационных идей. Например, рецензированию подлежали все учебники и книги, которыми пользовалась в педагогической и проповеднической деятельности Западная церковь. Создание ряда учебных заведений обеспечило общество образованными, ревностными миссионерами, целью которых было возвращение утраченных позиций реформированных стран.
Иезуиты, будучи в составе экономической, политической, культурной жизни европейских народов, смогли влиять на общество в выгодной для церкви позиции. Используя для этого образование, науку, литературу, искусство и т. Давая образование иезуитской молодежи, церковь сумела быстро восстановить утраченные позиции и получить хорошую репутацию на территории Европы, а затем и в мире.
Первоочередной задачей иезуитов было обращение и возвращение в западную церковь высших слоев населения, подвергшихся реформационным идеалам. Основными инструментами обращения стали: политика, школа, литература, проповедь на родном языке и богослужения. На молодое поколение активно влияли через школы.
Как указано в работе Р. А. Басенко, «Зарождение молодежной политики ордена иезуитов следует понимать как процесс, который был обусловлен глобальными тенденциями общественного развития, имел собственную логику и содержание. Истоки иезуитской работы в молодежной среде, прежде всего, кроются в модернизационной сущности Контрреформации, в авангарде которой двигался орден иезуитов» [3, с. 2-3].
Мощным влиянием на простое население была католическая литература, для массового распространения которой создали типографии и библиотеки. В то же время иезуиты сжигали все, что входило в индекс запрещенного. Густая сеть различных монастырей, орденов, костелов заявилась по всему миру. Через благотворительность и медицинские услуги они получили хорошую репутацию среди простого населения.
Руководитель Западной церкви Григорий VII, понимая возможности иезуитского ордена, сделал его основной движущей силой, которая сумела за короткое время восстановить авторитет церкви. В результате такой реорганизации в европейских городах появились католические нунциатуры, которые занимались не только церковно-религиозными проблемами, но и выполняли дипломатические миссии. Через нунциатуры Западная церковь смогла лучше ориентироваться в потребностях общества и решать их с помощью кардинальских конгрегаций. В течение первых 10 лет деятельности иезуитских проповедников-миссионеров под чутким руководством Франциска Ксаверия они пересекли всю Евразию, достигнув территории Японии. Преданный своему делу руководитель иезуитов Игнатий Лойола сумел расширить численность ордена до 1000 человек, 11 центров, в частности в Бразилии и Индии.

Выводы

В результате Реформации и Контрреформации религиозная жизнь Европы стала более динамичной и осознанной. Острые богословские дебаты оживили миссионерский энтузиазм обоих течений. Спровоцировали интеллектуально-культурное возрождение Европы и вызвали религиозный переворот. Если Реформация усилила позиции протестантов, то Контрреформация возобновила авторитет папства и епископов, сумев выровнять религиозно-политическое положение церкви, которому Реформация нанесла сокрушительный удар.

Несмотря на значительный вклад и присутствие протестантизма в жизни современного общества, позиции Католической церкви остаются мощными. Это обусловлено тем, что во времена воплощения контрреформацийних идеалов Католическая церковь сумела приспособиться к религиозной ментальности общества и функционировать в поликонфессиональной системе координат, призывая при этом протестантов вернуться в свое лоно, оставленное ими 500 лет назад.

Список использованных источников

1. Голубкин Ю. А. Реформация и становления Евангеличнои церкви и школы в Брауншвейге (1517-1555): дис. канд. ист. наук: 07. 00. 02 / Голубкин Юрий Александрович - Харьков, 2016. - 312 с.

2. Ваулин Ф. В. Основные тенденции изменения политического влияния католической церкви / Ф. В. Ваулин. // Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина. - 2010. - №16. - С. 123-130.
3. Басенко Р. А. Генезис и содержание образовательно-воспитательного направления молодежной политики ордена иезуитов (хне-xvii века) / Р. А. Басенко. // Научная периодика Украины. - 2015. - №17. - С. 67-78.
Куриляк Валентина
Фото: Игнатий Лойола

далее
Сенс життя – це пізнавати Божу волю та спілкуватися із Богом лицем до лиця