Обновленное движение Западной церкви, которое был ответом на возникновение и распространение Реформации, является так называемой католической реформой. Проект и реализация этой реформы были разработаны в 1545-1563 на Тридентском соборе. Поскольку мировосприятие общества конца XVI в. было безвозвратно изменено, Католическая церковь предложила новые методы в педагогическом, интеллектуальном, организационном, миссионерском и пасторском подходах, которые в первую очередь удовлетворяли потребности тогдашнего общества.
Основную роль в претворении в жизнь разработанных положений сыграл орден иезуитов (1540), который создал инквизиционный инструмент для проверки и уничтожения всех реформационных идей. Например, рецензированию подлежали все учебники и книги, которыми пользовалась в педагогической и проповеднической деятельности Западная церковь. Создание ряда учебных заведений обеспечило общество образованными, ревностными миссионерами, целью которых было возвращение утраченных позиций реформированных стран.
Иезуиты, будучи в составе экономической, политической, культурной жизни европейских народов, смогли влиять на общество в выгодной для церкви позиции. Используя для этого образование, науку, литературу, искусство и т. Давая образование иезуитской молодежи, церковь сумела быстро восстановить утраченные позиции и получить хорошую репутацию на территории Европы, а затем и в мире.
Первоочередной задачей иезуитов было обращение и возвращение в западную церковь высших слоев населения, подвергшихся реформационным идеалам. Основными инструментами обращения стали: политика, школа, литература, проповедь на родном языке и богослужения. На молодое поколение активно влияли через школы.
Как указано в работе Р. А. Басенко, «Зарождение молодежной политики ордена иезуитов следует понимать как процесс, который был обусловлен глобальными тенденциями общественного развития, имел собственную логику и содержание. Истоки иезуитской работы в молодежной среде, прежде всего, кроются в модернизационной сущности Контрреформации, в авангарде которой двигался орден иезуитов» [3, с. 2-3].
Мощным влиянием на простое население была католическая литература, для массового распространения которой создали типографии и библиотеки. В то же время иезуиты сжигали все, что входило в индекс запрещенного. Густая сеть различных монастырей, орденов, костелов заявилась по всему миру. Через благотворительность и медицинские услуги они получили хорошую репутацию среди простого населения.
Руководитель Западной церкви Григорий VII, понимая возможности иезуитского ордена, сделал его основной движущей силой, которая сумела за короткое время восстановить авторитет церкви. В результате такой реорганизации в европейских городах появились католические нунциатуры, которые занимались не только церковно-религиозными проблемами, но и выполняли дипломатические миссии. Через нунциатуры Западная церковь смогла лучше ориентироваться в потребностях общества и решать их с помощью кардинальских конгрегаций. В течение первых 10 лет деятельности иезуитских проповедников-миссионеров под чутким руководством Франциска Ксаверия они пересекли всю Евразию, достигнув территории Японии. Преданный своему делу руководитель иезуитов Игнатий Лойола сумел расширить численность ордена до 1000 человек, 11 центров, в частности в Бразилии и Индии.