Первоисточники современной системы образования: Ян Амос Коменский

Актуальность темы обусловлена недостаточной эффективностью современного отечественного образования. В настоящее время при одинаковых или очень похожих образовательных системах и общественно-политических устройствах в различных странах и регионах мира в подавляющем большинстве случаев крупнейшей реализации своих творческих и интеллектуальных задатков достигает молодежь протестантских стран или стран, которые до недавнего времени были такими. Именно в этих странах, в целом, молодежь является наиболее профессионально подготовленной. Знание идеологических обстоятельств, в которых формировалась наиболее прогрессивная педагогическая деятельность начала и середины XVII века может способствовать дальнейшему развитию педагогической мысли и росту эффективности образования, особенно в тех странах, которые пользуются плодами Реформации, но отвергают ее идеологию.

Цель исследования заключается в том, чтобы исследовать, имела ли место религиозная идеология при зарождении современной системы образования, в частности, влияла ли она на научно-педагогическое творчество основоположника педагогики нового времени Яна Амоса Коменского. И если да, то какое место в ней занимала?
Педагогические взгляды этого деятеля образования занимают больше всего места в отечественных хрестоматиях по иностранной истории педагогики. Его деятельности и вкладу в науку посвящено большое количество другой литературы. Впрочем, для широкой общественности остаются малоизвестными или мало понятными его религиозные убеждения.
В 1415 году по постановлению Констанцского собора был сожжен Ян Гус. Католический священник, магистр свободных искусств, ректор Пражского университета, в свое время увидел уход католической церкви от первооснов христианской веры и понял необходимость возвращения к ним всем тем, кто исповедует Иисуса Христа. За свои учения он был сожжен, но остались многочисленные его последователи. Из-за ряда десятилетий их часть называла себя чешскими или богемскими братьями. Чешские братья, как это характерно для большинства протестантов, вели энергичную трудовую жизнь. В отличие от большинства тогдашнего европейского феодального общества для них был очень естественным принцип взаимопомощи. Заботились о детях, их воспитании и образовании. По сути, они жили как одна большая семья. Именно в общинах чешских братьев впервые в мире начинает осуществляться общее начальное образование. Они весьма способствовали развитию чешского языка и литературы. Придерживались принципа выборности администрации в церковной жизни. Эта администрация должна заботиться о больных и бедных. По доктринальным взглядам чешские братья были близки к кальвинизму.
И вот, в среде этого христианского общества в 1592 году в Моравии рождается Ян Амос Коменский. Отец Яна был мельником, который пользовался большим авторитетом среди чешских братьев. Когда ему исполнилось 12, он в течение двух лет посещает школу братства. Позже вступает в латинскую школу в Преров. Глубокое несовершенство учебной работы, которая царила в этой школе, так же как и в других школах того времени, стала для будущего выдающегося педагога толчком к поискам более совершенной системы учебно-воспитательной работы. После окончания этой школы он поступает в кальвинистский Герборнський университет в герцогстве Нассау. В это же время в возрасте 19 лет принимает водное крещение. После окончания университета возвращается в Преров, где его назначают руководителем школы, в которой он сам несколькими годами ранее получал образование. Когда Коменскому было всего 24 года, богемские братья выбирают его священником. Через 2 года его переводят в Фульнек для священнического служения и исполнения обязанностей ректора в школе братства. Все свои силы он отдает членам своей общины [2].
Конец XVI - начало XVII века характерен тем, что католическая церковь огнем и мечом продолжает уничтожать или просто преследовать христиан и представителей научного мировоззрения. В 1572 году происходит Варфоломеевская ночь в Париже. В 1600 году сожжен на огне Д. Бруно. В 1616 осуждено учение Коперника и происходит первый процесс над Г. Галилеем. В 1633 второй суд над Галилеем. И вот в этот период, в 1618 году, католическая церковь начинает 30-летнюю войну в Богемии, поскольку реформаторское движение пустило там глубокие корни. В результате этой войны 30000 сыновей чешского народа вынуждены были покинуть свою Родину. Среди них был и Коменский, который всю оставшуюся жизнь прожил в изгнании. В 1632 году синод чешских братьев выбрал Коменского старейшиной братской общины. В 1650 году он избирается епископом. Затем первым епископом. В 1670 году в возрасте 77 лет Коменский умирает на чужбине [2].
Одной из главных особенностей его педагогических взглядов было то, что он считал воспитание одним из важнейших факторов построения справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Рассматривая процессы обучения и воспитания в неразрывном единстве, он предпочитал воспитание, к которому относил нравственное, трудовое, физическое и религиозное воспитание [1, с.100]. Последнее для него не менее важно, чем знание: «... истинные требования, предъявляемые к человеку, состоит в том, чтобы он: 1) знал все вещи; 2) властвовал над вещами и над самим собой, 3) чтобы он себя и все сводил к Богу - источнику всех вещей. ... то будем иметь: 1. Научный образование. 2. Добродетель или нравственность. 3. Религиозность или благочестие. »[2, с.68].
Христианским мировоззрением пронизано вся педагогическое творчество Коменского. В «Пансофии» он выражает мнение о том, что все люди способны к познанию и образованию, простой народ должен получить доступ к знаниям. Мечтал о времени, когда в человеческих отношениях реализуется христианский принцип «Возлюби ближнего». В другом произведении, описывая вторую ступень в системе образования - школу родного языка, он отмечает, что учиться должны все дети, независимо от социального положения, вероисповедания, пола и национальностей. Последовательно настаивал на замене средневековой жестокости при воспитании в школах внимательнейшим и сердечным отношением учителей к ученикам. Все его творчество пронизано размышлениями над Священным Писанием.
В работе «Законы хорошо организованной школы» Коменский дал хорошо оформленный устав школы. Его «Видимый мир в рисунках» стал первой иллюстрированной учебной книгой. Она стала родоначальницей для всех последующих книг для классного чтения. Коменскому принадлежит часть первого выразительного обоснования классно-урочной системы занятий. Сформулированные им правила осуществления этой системы остаются практически полезными и до нашего времени. В «Великой дидактике» он выделяет стадию в системе образования, которая в наше время получила название как система дошкольного воспитания. Впервые в истории педагогики обосновывает идею единой школы для всех классов общества и последующего размещения ступеней обучения, подробно обосновывает и раскрывает самостоятельное назначение и роль образования в начальной школе на родном языке. И это не полный перечень его достижений. Французский историк и публицист Мишле называл Коменского светлым гением, мощным изобретателем, Галилеем воспитания, универсальным ученым, который потерял свою Родину, чтобы приобрести мир.
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что наиболее яркий основоположник современной системы образования вышел из протестантской среды. В нем формировалось его мировоззрение, интеллектуальные и моральные качества. Главным мотиватором в его творчестве были его религиозные убеждения. Это во многом объясняет, почему современная система образования преимущественно является наиболее эффективной и дает лучшие результаты также в тех обществах, исповедующих или которые исповедовали ранее похожи реформаторские принципы.
Список использованных источников:
Коваленко Е.И. История зарубежной педагогики. Хрестоматия: Учеб. пособие / Е.И. Коваленко, Н. И. Белкина. - М .: Центр учебной литературы, 2006. - 664 с.
Коменский Ян Амос. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Великая дидактика / Я.А. Коменский. Автор вступ.статти А.А. Красновский. Под ред. А.А. Красновского. - М.: Просвещение, 1940. - 245 с.
Андрей Баран

далее
Європейські адвентисти пам'ятають 75-річчя звільнення Освенцима