28 июля исполняется 1033 года со времени крещения Руси – Украины, когда она сделала решительный шаг в пользу христианства. Чем же было это крещение – просто обрядом или обещанием верности и заветом с Богом?
Крещению предшествует обучениеОсмысливая это историческое событие, мы должны вспомнить, что христиане совершают крещение согласно поручению Иисуса “крестить все народы”. В Евангелии от Матфея 28: 19,20 написано: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам”. Большинство историков и богословов говоря о крещении князем Владимиром жителей Руси почему-то часто упускают слова – “научите все народы”. Как правило, история о крещении подается так, будто Владимир крестил людей, которые совсем не знали Библейскую истину. Но согласно повелению Христа человек должен быть подготовлен к этому обряду. Он должна быть обучен Слову Божьему, а после крещения должен расти в учении и жить согласно Божьих заповедей. Библейское учение о крещении предполагает веру крещеного, которая всегда происходит от Слова Божьего – “Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия”. (Рим.10: 17) Итак, тем, кто желает принять крещение, необходимо уверовать в Божьи Слова и искренне покаяться – “сотворить достойный плод покаяния”. (Мф. 3: 8) Их жизнь должна стать ярким свидетельством их любви к Богу, выраженной в послушании Его заповедям.Крещение – завет с Богом и обещание доброй совестиКрещение является очень важным событием в жизни каждого христианина. Крещение – это не просто обряд, но это также обещание верности и завет с Богом. Крещеный человек “одевается во Христа” и вступает в отношения завета со своим Спасителем. В результате этого такой христианин получает право на выполнение в его жизни Божьих обетований завета. “Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись… Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники”. (Гал. 3: 27-29) Те, которые вступили в завет с Господом, получают заверения: “буду им Богом, а они будут Моим народом”. (Иер. 31:33)Завет с Богом всегда основывается не на словах человеческих, но на Слове Живого Бога. Человек может только отбросить или принять этот завет, пообещав Господу жить так, как написано в Библии. Поскольку согласно словам апостола Петра – крещение это “не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести”. (1 Петр. 3:21)Завет – договор, союз с Богом на основе Его ЗаконаСлово "завет" (по еврейски "berith") можно перевести как "договор", "союз", "сделка". Как правило, мы воспринимаем "завет" как заключенный союз между двумя или более сторонами. В Библии мы находим, каким образом люди вступали в завет с Богом. “И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.” (Исх.34: 27,28) Моисей, обращаясь к народу, сказал: “Все вы сегодня стоите пред лицем Господа Бога вашего...чтобы вступить тебе в завет Господа Бога твоего и в клятвенный договор с Ним, который Господь Бог твой сегодня поставляет с тобою”. (Втор.29: 9-12) Как видим, текст завета, Десять Божьих заповедей – это слова Бога, собственноручно написанные Им на каменных скрижалях. Поэтому перед вступлением в завет с Богом человек должен быть ознакомлен с его условиями, поскольку целью завета является жизнь человека в соответствии с Божьим Законом.Следствие заключения завета – изменение жизни согласно Божьего СловаВ жизни людей, которые вступили в завет с Богом происходят изменения их поведения, взглядов, привычек и образа жизни. А происходит это потому, что человек согласовывает свою жизнь с текстом завета – Божьим заповедям. Какова была цель крещения Владимиром населения Руси: просто совершить обряд, формально провозгласив народ христианами или осуществить коренное преобразование мировоззрения народа и его нравственных основ в соответствии с библейскими принципами?В летописях Руси описывается, что в жизни самого Владимира и всего народа произошли большие перемены. Прежде всего жители Руси сбросили и уничтожили идолов. Во-вторых, они стали поклоняться и служить Господу так, как написано в Библии. В-третьих – Владимир стал отдавать Богу часть своих доходов, то есть десятину. В-четвертых – крещение киевлян было осуществлено в соответствии с библейским учением: через полное погружение в воду, а не через окропление водой в церкви (а церквей в Киеве еще до крещения уже было много, потому что еще с дней Аскольда на Руси было уже целых шесть епископств). Эти действия свидетельствуют, что Владимир и его народ были обучены Божьему Слову и Его заповедям и совершали изменения в своей жизни выполняя условия завета – приводя свою жизнь в соответствии с Божьими заповедями.Библейские примеры заключения завета и действия князя ВладимираИстория и события, связанные с Владимировым крещением, очень напоминают библейскую историю царя Иосии, при котором произошло духовное возрождение народа Божия. Царь Иосия “заключил завет пред лицем Господа последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его, и уставы Его, от всего сердца своего и от всей души своей, чтобы выполнить слова завета, написанные в книге сей. И велел царь подтвердить это всем… и стали поступать жители Иерусалима по завету Бога, Бога отцов своих. И изверг Иосия все мерзости из всех земель, которые у сынов Израилевых”. (2 Пар.34: 31-32) Подобно ему, князь Владимир также свергает идолов, которых сам же и поставил, и от имени народа заключает завет с Богом. Итак завет – это не просто выполнение обряда, но это полное изменение жизни людей в соответствии с Божьими заповедями.Была ли возможность у жителей Руси научиться Божьим заповедям перед крещением?Проповедь Евангелия всегда базируется на Священном Писании. И поэтому еще с первых веков нашей эры Слово Божье стало доступным для народа. Народ, проживавший на территории современных украинских земель (известный в то время как скифы, сарматы, готы) открыл для себя Писание, стал задавать вопросы о крещении: каким оно должно быть, что нужно переосмыслить в своей вере и изменить в своей жизни. Можно говорить, что распространение Писания и крещение по вере были неразделимы. Афанасий Александрийский (300-373) среди народов, принявших “слово Христово”, называет скифов и готов.[1] Отец церкви Феодорит Кирский писал: “Мы можем наглядно показать силу апостольских и пророческих учений; потому что вся Вселенная наполнена этими речами. И еврейский язык переведен не только на греческий, но и на... скифский и савроматский (сарматский)”. [2]Евсевий Иероним (340- 420), отец истории церкви, с восторгом писал об отношении наших предков к исследованию Библии: “Христианство распространяется во всем мире, так что даже гунны изучают Псалтирь, холода Скифии пылают жаром веры”.[3] Гунны, жившие на территории современных украинских земель еще в первые века нашей эры изучали Священное Писание на своем языке. Они прислушались к словам Иисуса Христа: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне”. (Иоан.5: 39)Вспомним также изобретение глаголицы задолго до Кирилла и Мефодия, и о появлении Библии с использованием славянского алфавита – кириллицы. Итак, жители Руси имели все возможности читать текст Десяти заповедей Божиих и всего Священного Писания и вступить в завет с Богом через водное крещение, будучи обученными библейскому учению.Возрождение – это не изменение обрядов, это жизнь в соответствии с Божьим СловомНационально-культурные и экономические подъемы на территории украинских земель всегда были связаны с возвращением к источнику христианской веры – к Священному Писанию. Это эпоха Владимира и Ярослава Мудрого, украинский Ренессанс 16-17 в., а также возрождение во второй половине 19 и в нач. 20 в. – все они были связаны со стремлением народа познать волю Божью и жить согласно условиям завета с Господом.Народные движения, в основе которых было стремление познать условия Завета, изложенные в Священном Писании, всегда были ключевыми факторами духовного возрождения в Украине. Главными его последствиями были возрождение национальной культуры; внедрение в писательство и образование национального языка; религиозная толерантность, образованность народных масс. Они способствовали углублению интереса к Библии, образованию, в центре которого было изучение Священного Писания, особенно содействующие к пробуждению интереса к языку и появления переводов Библии на украинский язык. В завете ли мы?1033 года спустя мы, наследники Руси, стремимся к духовному обновлению, погружению в настоящую библейскую веру, сознательному принятию завета с Богом. Сегодня вопрос о Крещении Руси адресуется каждому из наследников этой истории. Летописи свидетельствуют, что в жизни князя Владимира и русского народа произошли коренные изменения. А какой является наша жизнь? Не поклоняемся ли мы идолам? Идолам, которые изображены на картинах, напечатанные на бумаге, автомобилям, собственным идеям? Жители Руси свергли и уничтожили идолов, потому что об этом говорят заповеди Закона Божьего. Они стали поклоняться и служить Господу так, как написано в Библии, и отдавали Богу часть своих доходов – десятину. А служим ли мы Господу, поклоняясь Ему в субботу, так как это написано в тексте закона Божия? Приняли ли мы святое крещение в соответствии с библейским учением, через полное погружение в воду? Изучаем ли мы Священное Писание и осуществляем ли изменения в своей жизни в соответствии со всеми Божьими заповедями?Подобно царю Иосии, князь Владимир от имени народа вступил в завет с Богом. Но сегодня нам нужно подтверждение и обновления этого завета – завета, основанного на Священном Писании. Бог призывает нас быть в Завете с Ним – “Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней… вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.” (Евр.8: 10) Поэтому наша молитва к Богу об изменении всей нашей жизни в соответствии с Божьими заповедями. Мы мечтаем о христианской стране, в которой будут верить и жить по Библии.Нероба ВиталийДокторант теологии,магистр религиоведения