Для многих настольные карточные игры являются одним из любимейших способов времяпрепровождения. В официальном заявление церкви Адвентистов седьмого дня об азартных играх говорится, что «Адвентисты седьмого дня неизменно выступают против азартных игр, которые несовместимы с христианскими принципами».
А как быть с играми типа УНО, Алиаса, Бэнга, Взрывных котят, Саботера, Лигретто и других карточных игр? Молодые люди часто любят проводить свое время таким образом. Действительно ли христиане могут играть в такие игры? На этот вопрос отвечает доктор богословья Феликс Понятовский. Вопрос о том, могут ли христиане играть в различные игры, сегодня является очень актуальным. И тут речь даже не идет об обычных картах, которые однозначно неприемлемы для христиан, так как ассоциируются с гаданием, ворожбой и другими запрещенными практиками. Но как быть с другими играми, которые становятся очень популярными сегодня? Возьмем, например, игру домино. Данная игра была очень распространена в советские времена, когда практически в каждом дворе летними вечерами соседи допоздна играли в так называемого «козла». Так вот, происхождение игры очень интересно. Говорят, что ее придумали монахи, чтобы скоротать длинные зимние вечера. Когда они ставили первую кость, то произносили фразу “Benedicamus Domino,” что в переводе значит: «Благослови, Господь!» Отсюда и название игры «домино», то есть, «Господь». Но вот тут возникает вопрос: а может ли такое «благочестивое» происхождение игры быть критерием для определения ее «кошерности»? Можно упомянуть и другие игры, которых так много сегодня, например, УНО...Очень часто люди задают вопрос: а что Библия говорит о подобных играх. Так вот, надо сразу признать, что в Библии ничего не говорится об играх. Карты появились намного позже, нарды и шахматы, скорее всего, не были известны в Палестине. Единственная игра, которая, возможно, упоминается в Библии – это кости. В книге Есфирь говорится о том, что Аман бросал «пур», жребий (Есф 3:7). Конечно, нам трудно судить о том, как именно Аман бросал жребий, но вполне возможно, что это был аналог игры в кости, которые уже давно были известны в Древней Греции.Однако мы можем найти некоторые библейские принципы, которые можно применить для того, чтобы понять, могут ли христиане играть в настольные игры.Первый, и, наверное, самый главный принцип содержится в послании Павла к коринфянам:«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31). Другими словами, апостол призывает нас прославлять Бога во всех наших занятиях. В связи с этим полезно для себя задать вопрос: как та или иная игра может прославить Бога? Если игра вызывает нездоровый азарт, забирает много времени, вынуждает обманывать и хитрить, провоцирует у вас или у вашего соперника/партнера негативные чувства, то такая игра вряд ли может прославить Бога. В той же главе Павел дает другой совет:«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает». (1 Кор. 10:23). Хотя здесь Павел не говорит об играх, этот принцип очень хорошо подходит и к играм. Игра должна приносить пользу! Если игра не развивает нас в лучшую сторону, не учит чему-то, то она сама по себе бесполезна. Похожие слова Павел говорит и в 6-й главе. Этот совет Павла содержит немного другой принцип:«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6:12)Идея фразы «ничто не должно обладать мною» подразумевает, что ничто не должно иметь власти над человеком. К сожалению, многие, даже самые безобидные, игры, могут вызывать зависимость, а зависимость контролирует человека, порабощая его волю. В таком случае, если игра вызывает зависимость, то она неприемлема для христиан. Каким образом молодые люди сегодня выбирают для себя игры?«Настольные игры с карточками вроде UNO, Bang или Dixit (назвал те, в которые играл сам) – довольно популярны в среде христианской молодежи, так как они имеют мало общего с тем, из-за чего в "обычные" карты предпочтительно не играть. Критерием выбора игры считаю отношение к этим играм свое и окружающих. Если эта игра может быть раздражающей, разрушающей дружбу, вводящей в азарт и склоняющей к распрям – определенно, эта игра не стоит ни времени, ни внимания. Соответственно, если и играть во что-то – то лишь с теми, кто не обидится, если проиграет, и на кого я не буду обижаться в аналогичной ситуации.Для меня важно сохранить нервы и отношение с друзьями, это мой критерий. Но лучше поссориться с друзьями, чем с Богом», – делится своими правилами выбора игр студент-богослов 3 курса Александр.Если подвести предварительный итог, то можно прийти к выводу, что ни одна игра по большому счету не подходит под высокие стандарты, установленные Библией. Однако, не надо торопиться с заключением. На самом деле, хорошие игры необходимы. Вот как Елена Уайт говорит о развлечениях христиан:«Мне было показано, что соблюдающие субботу как народ работают слишком много, не позволяя себе отдохнуть или переменить род занятий. Отдых необходим тем, кто занят физическим трудом, но он еще более нужен тем, кто занимается в основном умственной работой. Наш разум не должен постоянно и чрезмерно трудиться даже над религиозными темами. Это не нужно ни для нашего спасения, ни для славы Божьей» (1 Свидетельства, 514). Далее, Е. Уайт перечисляет ряд развлечений, которые не удовлетворяют небесные стандарты и советует подобные развлечения заменять «чем-нибудь безвредным».Итак, хорошие игры не запрещены Библией. Если игра развивает играющих в нее (например, способствует улучшению памяти, внимательности, помогает лучше знать Библию), то такая игра только приветствуется. Поэтому каждую игру полезно проверить по упомянутым выше критериям и тогда уже сделать вывод: стоит ли в нее играть или нет.Вопросы - Алина Сахненко