Рассказывает пастор Виталий Обревко, специалист по еврейским исследованиям.
Когда мы размышляем над тем важным вопросом, действительно ли библейские герои могли видеть Бога, первое, что приходит на ум, - это история с Авраамом, когда Всевышний ему явился. В 18-й главе книги Бытие написано, что Господь явился Аврааму, когда тот сидел в палатке. Слово "появился" случайно присутствует в русском и украинском переводах, потому что это буквальный перевод пассивной формы глагола "видеть", что означает, что Бог фактически "дал Себя увидеть".Сам человек не может увидеть Бога, видя предмет, от которого отражается свет, попадает на сетчатку глаза, и таким образом он это отражение от предмета созерцает. Человек что-то распознает, если этот предмет ему известен. Свет падает на предмет, отражение улавливает глаз, затем идет процесс распознавания, и человек получает информацию. В обычной жизни, в процессе ориентации в пространстве с помощью зрения человек является активным наблюдателем. Он является субъектом по отношению к чему или кому-либо, кто может выступать в качестве объекта. Также человек может сам быть тем объектом, когда смотрит в зеркало.И что-либо или кто-либо может быть объектом созерцания человека, его видение, но не Бог. Бог никогда не является объектом созерцания, Он только Субъект, Инициатор. И поэтому, когда речь идет, кто кого видел, написано: "И сказал Господь Ною ... ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем" (Быт.7:1). И не Ной видит Бога, а Бог видит его как объект. Он созерцает сущность человека и знает, кто он и какой он.Французский философ Морис Мерло-Понти писал, что сущность объекта можно узнать, когда делаешь полный анализ всех его параметров. Если речь идет об определенном физическом предмете, то его можно обмерить, взвесить, попробовать на вкус, определить цвет. И тогда можно сделать вывод, что ты знаешь, что представляет собой этот предмет. Но этот подход недопустим по отношению к Богу. Мы не можем Его по всем параметрам проверить, сделать над Ним какие-то опыты, проанализировать результаты, как это делает наука. Поэтому тезис, что человек видит Бога, - это уже ошибочная позиция.Главной идеей Библии является то, что не человек видит Бога, а Бог является человеку. Человек здесь не является субъектом. А это трудно признать современному человеку, который привык все исследовать и воспринимать как объекты познания. Никто не хочет быть «подопытным кроликом»: все хотят быть учеными и что-то рассматривать под микроскопом. Но Бог никогда не даст Себя рассматривать под микроскопом или с помощью телескопа. Бог не является и никогда не станет нашим «кроликом», ведь мы Его творение. Такой библейский подход противоречит человеческому "эго" и очень сильно его понижает.Итак, когда Библия говорит о Боге в книге Бытие 18:1, здесь используется "и явился", что буквально означает пассивную форму глагола "видеть" и дословно переводится как "дал Себя увидеть". Такая форма по отношению к Богу в Ветхом Завете употребляется 19 раз. Только тогда, когда Бог явился Аврааму (дал Себя увидеть) и другим героям, они смогли Его увидеть: "Он возвел очи свои и взглянул..." (Быт.18:2). Когда Бог видит человека, то это не процесс познания в противовес человеческому восприятию, а проявление великой милости к людям: «И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог" (Исх.2:25); "Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!" (Исх.3:4).Таким образом, Авраам сначала увидел Господа, и Господь дал ему Себя увидеть, и тогда Авраам Его увидел. Но в какой форме Всевышний явился патриарху? В форме человека. Как говорит нам текст, Бог пришел к Аврааму как человек, ел, пил, разговаривал с ним как человек. Хотя Бог явился Аврааму в человеческом обличье, то понял, Кто к нему пожаловал.Почему человек не может увидеть Бога? Как было сказано, человек видит глазами, как свет отражается от физических предметов. Поскольку Бог есть Дух, а не предмет, то любые попытки увидеть Его посредством физического зрения без смысла, если Он этого не захочет, не явится нам в том виде, в котором Сам пожелает. А может и вообще не появиться, а говорить человеку, как написано в случае Авраама, Быт.15:1: "было слово Господа".Мышление древних евреев, описанное в Библии, базируется не на видении, а на слушании. Некоторые тексты говорят, что израильский народ не «слышал» Божьи слова, когда Господь говорил, а «видел» Божьи слова. А это показывает, что зрение и слух здесь взаимозаменяемы, и для авторов Священного Писания это было очень важно: показать, что видение не существенно, а важное слушания. Слушание помогает человеку представлять, благодаря услышанному, и формировать образ под влиянием Слова и Святого Духа. Поэтому давним евреям было существенно не видеть Бога, а слышать Его голос.Как говорит Сам Господь Моисею по просьбе представить Его славу: "лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх.33:20). Но и даже тогда, когда Бог явил ему Себя будто сзади, (что указывает не на то, что у Бога есть перед или зад, а на то, что Он открыл Моисею будущее. Это связано с тем, что в еврейском языке будущее - это то, что сзади) Бог сказал, что человек не может видеть Его лица.И даже когда Бог давал народу Израиля Десять заповедей, Моисей четко сказал: "И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас ... Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня "(Втор.4:12,15). Народ не видел Бога, но слышал Его голос. Они видели огонь, облака и молнии. И поэтому важнейшая заповедь Торы, которую повторяет Иисус, говорит: "слушай, Израиль ..." (Повт.6: 4). Не «смотри» или не «созерцай», Израиль, Господа Бога вашего, который единственный, но именно "слушай", ибо "вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17).Современные люди часто ошибаются, читая Библию через призму языческого мировосприятия. Оно построено на том, что язычник создает себе видимый предмет, идола, которому может поклоняться, как говорит пророк Исаия, и может видеть, прикоснуться к нему. Но сам идол не видит, не слышит, не пьет, не ест, не спит. Это сущность идолопоклонства, когда идолопоклонник сам хочет видеть идола объектом и иметь власть над ним, манипулировать им. Поэтому всякая магия с помощью идолов, всякие заклинания, манипуляции, ритуалы по отношению к идолу на самом деле очень примитивны, поскольку это то, что желает человек. Это противоположное библейской религии, потому что она основывается на том, что хочет от человека Бог для его спасения.Человек, когда не видит, дезориентирован в пространстве и не может понять, что вокруг нее. И когда такой информации нет, верующий человек полагается не на свое зрение, а на веру. Поэтому Бог и говорит, что «праведный своею верою жив будет» (Авв.2:4), а не зрением, созерцанием. Потому что тогда человек полагается на Кого-то, Кто будет его вести, и Кому он может довериться. Как я уже упоминал, в Библии будущее всегда позади, а прошлое – то, что перед человеком. Таким образом, человек живет, двигаясь в будущее спиной. Двигаться таким образом трудно в физическом мире, ведь на затылке нет глаз.В то же время Бог хотел научить еврейский народ (что отразилось и в языке), что так же, как в пространстве, они в духовном измерении не могут двигаться, жить, идя спиной вперед без Него. Такое движение возможно только в случае, если они будут держаться за руку Всевышнего, и Он будет их вести. Это и есть библейская вера. Человек может не видеть Бога, но чувствовать и доверять Ему, потому что Он ведет его в Небесный Ханаан.Без Бога человек не знает, куда она идет. Поэтому роль святой истории очень важна, ведь это память народа Божия о том, как Господь вел его все века. Будущее скрыто для человека, и увидеть его можно с помощью пророчеств, которые действуют, как автомобильные зеркала заднего вида. Всевышний показывает человеку в этих "зеркалах" с помощью символов и образов, что ждет человечество в будущем.Библейские пророки никогда не видели Бога, но они видели образы, которые Он им открывал, и слышали Его голос. В Послании к Евреям 1:1 написано: "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках". Заметьте: "говорил", а не "являлся" или "давал Себя увидеть". В тексте говорится именно "говорил", что указывает на то, что Бог мог говорить через ангела, через человека, в образе огня, облачного столба или лица, который сидит на престоле, как видел Исаия (6 раздел). Бог мог использовать любой образ, чтобы человеческому восприятию было предоставлено какое-то представление. Поэтому написано, что израильтяне на горе Синай не видели ни мужчины, ни женщины, чтобы никто не мог изобразить Господа. Для верующих иудеев, которые ожидали пришествия Мессии, «в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр.1:2).Стоит заметить, что автор Послания к Евреям даже о служении и жизни Иисуса Мессии пишет, что Бог через него "говорил" к народу, а не показывал Себя. Поэтому в Евангелии от Иоанна написано, что «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18), - здесь употребляется слово "ексегеомай" - "рассказал", а не " показал, обнаружил".Сегодня Господь оставил нам величайшее откровение, которое когда-либо было явлено человеку, о котором мечтали все поколения, - Мессию. И если мы действительно доверяем Богу, а не своим глазам, то наша вера должна основываться на Иисусе, явленном в Слове Божьем, и ежедневном слушании Его. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною» (Ин.10:27).Записал Максим Балаклицкий