Искренние искатели истины принимают Библию, как Слово Божье. Христиане Адвентисты седьмого дня, как наследники Реформации, в основе своей веры в Бога принимают Библию, как Sola Scriptura (Библия и только Библия). Во введении к книге, которая преподает основы адвентистского вероучения, написано так: «Библия - это безошибочное откровение воли Божией. Она является мерилом характера, испытанием опыта, авторитетным изложением доктрин и достоверным сообщением о действиях Бога в истории нашего мира» («В начале было Слово». Основание веры, 1). Адвентисты принимают Библию, как книгу, которая имеет Божественное происхождение и является непогрешимой по открытию совершенной воли Бога. Однако благодаря пониманию самого процесса инспирации (богодухновенности), они не заявляют, что Библия является абсолютно безошибочной книгой.
Начиная еще с эпохи Просвещения (17-18 вв.) многие богословы заявляли о том, что Библия имеет некоторые ошибки - доктринальные ошибки, научные, противоречия, различия в названиях и числах, а также в непонятности используемых в ней некоторых слов и выражений. Чтобы найти ответ на этот непростой вопрос, в начале нам нужно рассмотреть саму природу Священного Писания - Библии.Божественное происхождение Библии В Библии утверждается, что она является богодухновенной книгой. Это очень редкое утверждение об авторстве. Большинство книг имеют своих авторов, но все авторы Библии приписывают главное авторство Богу (Исх. 25:1; Иез. 32:1; 2 Цар. 23:2).Новый Завет тоже утверждает божественную инспирацию, как и то, что его писали избранные Богом люди под вдохновением Святого Духа (2 Тим. 3:16; 2 Петра 1:21). Сами апостолы, которые были ведомые Святым Духом в написании Нового Завета, утверждают, что весть, которую они записали, имеет Божественное происхождение. Апостол Павел так написал об этом: «что и говорим не изученными словами человеческой мудрости, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1 Кор. 2:13). Дух Святой представляет Бога людям, живущим на Земле. Дух Святой влиял на умы людей, которые записали весть, дарованную Богом. Апостол Павел продолжает эту мысль следующим образом: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как Слово Божие, каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих» (1 Фес. 2:13).Человеческий фактор в Библии Хотя Библия имеет Божественное происхождение благодаря богодухновенности тех, кто ее писал, но писатели Библии не были печатными машинками в Божьих руках. Все шестьдесят шесть книг Библии были написаны людьми в присущем для них стиле написания, языке, словарном запасе слов, которые, в свою очередь, имели отпечаток индивидуального мышления. Некоторые из написанных книг Библии, к примеру, книга Царств, Паралипоменон и Евангелие от Луки стали результатом исторического исследования (3 Цар. 22:39,45; 1 Пар. 29:29; Луки 1:1-4), а некоторые авторы даже цитировали в Библии языческих авторов (Деян 17:28).При исследовании Библии стоит обращать внимание на сам язык. Авторы Библии, чтобы описать какое-то явление или событие, не использовали какой-то специфический, «профессиональный» язык, а обычный ежедневный язык. То есть, чтобы передать Божье откровение, они использовали те языковые средства, которыми обладали. Вот почему язык Библии в разных книгах отличается, ведь он несет на себе отпечаток образования и культуры разных писателей.Писатели Библии использовали различные литературные приемы. А именно: поэзию, притчи, метафоры, символы. Много книг Ветхого Завета являются историческими рассказами, или же отражают стиль написания юридического языка, языка мудрости и апокалиптических пророчеств. Для исследователя Библии важно знать о библейских типах и ее стиле написания, поскольку каждый из них требует индивидуального метода интерпретации. Понимание этого помогает избежать неправильного объяснения Священного Писания.В Библии записаны истории, отражающие древние обычаи народов, которые существовали в древние времена. Эти истории часто являются большой помощью при выяснении и интерпретации библейского текста. Известный факт, что сами оригиналы манускриптов утеряны, но благодаря тому, что иудеи внимательно переписывали текст, дошедший до нашего времени - мы имеем Слово Божье. Да, там могут быть незначительные орфографические или грамматические ошибки, но они не влияют на выражение воли Божьей в Библии. Как об этом написала Эллен Уайт: «Господь собственной чудесной силой сохранил Святую Книгу» (Избранные вести. Т.1, с. 16). Пожалуй, ни одна древняя книга не была так тщательно сохранена как Библия.Однако, ради истины мы признаем, что существуют определенные несоответствия в еврейском и греческих манускриптах, на которых основаны библейские переводы. К примеру, Ветхий Завет содержит несоответствия числовых значений и освещение тех же событий, упоминаемых в различных книгах (книга Самуила, Царей и Паралипоменон). Например, в 2 Цар. 8:4 говорится о том, что Давид имел 700 всадников, которых захватил от Гададазера, но в 1 Пар. 18:3,4 их цифровой эквивалент равен 7000. Согласно книге 3 Царств 4:26, Соломон имел 40 000 стойл для лошадей, но в 2 Пар. 9:25 сказано, что у него было 4 000 стойл. В Евангелии от Матфея 27:47 сотник сказал: «Он был Сын Божий». Однако в Луки 23:47 сотник сказал: «истинно человек этот был праведник!». В книге Деяния 7:16 говорится о рассказе Стефана иудеям о том, что: «купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова». Но согласно книги Бытие 23:8 Авраам купил ее у Эфрона который жил среди сынов Хета. Фактически, это был Иаков, который первым купил эту землю: «И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет» (Быт. 33:19).Некоторые противоречия в Слове Божьем могут появиться через незначительные ошибки переписчиков или переводчиков. Но есть опасность, что из-за этих незначительных ошибок, которые, по сути, не влияют на откровение Божьей воли, которая является непогрешимой - некоторые люди вообще отвергнут Библию, как Слово Божье. Эллен Уайт отмечает: «Есть люди, которые с суровым видом говорят нам: «Неужели вы отрицаете вероятность ошибок, допущенных переписчиками или переводчиками?» Это, конечно, возможно, и люди, чей разум настолько ограничен, что они прибегают к сомнениям и спотыкаются из-за возможности или вероятности ошибок, обязательно споткнутся и через тайны богодухновенного Слова, поскольку их немощный разум не может постичь намерений Божьих. Для них станут камнем преткновения даже очевидные факты, доступные обычному человеку, который способен принять их и различить Божественное и для которого высказывания Божьи ясные и прекрасные, полные тука и масла. Никакие ошибки переписчиков или переводчиков не смутит такую душу, не поколебать того, кто не ищет трудностей там, где открыта ясная истина» (Э. Уайт. Избранные вести. Т. 1. С. 16).Незначительные несоответствия не должны разрушать нашего доверия к Библии. Конечно, если не настаиваем на вербальной инспирации, согласно которой каждое слово Библии является богодухновенным. Адвентисты седьмого дня не поддерживают такой взгляд. «Не слова Библии, но люди, ее писавшие, были вдохновлены Богом. Вдохновение воздействует не на слова или выражения человека, но на него самого, и разум его, находящийся под влиянием Святого Духа, наполняется определенными мыслями» Э. Уайт, Рукопись 24,1886 (написана в Европе в 1886 г).Историческая надежность Писаний Несмотря на то, что мы допускаем возможность незначительных несоответствий в Библии, это абсолютно не дает нам право не доверять Библии, особенно когда она говорит об исторических событиях или научных фактах. Наличие несоответствий в Библии не дает право ставить под вопрос историчность первых одиннадцати глав книги Бытие, истории о патриархах, события, описанные в книгах или в Евангелиях. Христианская вера неотделима от исторических событий, представленных во всей Библии (1 Кор.15:12-22). В свою очередь, нам точно известно, что Иисус Христос и апостолы принимали верой исторические события, которые были записаны в Ветхом Завете (Матфея 19: 4,5; 24:37; Деян 24:14; Рим. 15:4). Эти события были деяниями Бога в истории и жизни народов. Такие явления как творение, потоп, выход народа израильского - все это является частью истории спасения, открытой для нас в Библии. Поэтому, несмотря на имеющиеся несоответствия в Библии, адвентисты седьмого дня верят, что «Библия - это безошибочное откровение Его воли» (Основы веры, 1).Эллен Уайт о надежности Библии Эллен Уайт неоднократно утверждала, что Слово Божие: «Истина, и знает, что истина никогда не может противоречить сама себе» и «безошибочное мерило» (Служение исцеления, с. 462). Значит ли это, что она верила, что Библия непогрешимая? Хотя сама Эллен Уайт защищала безошибочность Библии, но она никогда не использовала слова «непогрешимый», «непогрешимость». О Библии она так говорила: «Библия написана не на возвышенном сверхчеловеческом языке. Иисус, дабы общаться с человеком на его уровне, облачился в человеческую плоть. Так и Библия должна быть передана человечеству на их языке. Все человеческое несовершенно. Одни и те же слова могут обозначать различные понятия, для каждой определенной идеи не найти одного определенного слова» (Избранные вести, т.1, с. 20). Эллен Уайт не боготворит Библию: для нее только один Бог Безгрешный и небеса (Письмо 10, 1895 в книге Избранные вести, т. 1, с. 37).Итог Есть ли ошибки в Библии? Если под словом «ошибки» мы понимаем, что Библия учит заблуждению, или ошибается в исторической надежности записанных в ней историй, то ответ будет - «Нет!». Библия является безошибочным откровением Божьей воли. Многие из так называемых «проблем» в Библии появляются не из-за библейского текста, но через его интерпретацию. Конечно, незначительные несоответствия на первый взгляд могут появляться, но ни одна из них не влияет отрицательно на само учение и историческую надежность Слова Божьего. Мы можем быть абсолютно уверены, что Библия является Словом Божьим для спасения каждого человека, приходящего в этот мир.Вячеслав Корчук, ректор Украинского адвентистского теологического института, пастор