Как молиться, чтобы решить проблему: семь принципов молитвы в трудной ситуации?

Нелегко найти человека, который бы не испытывал трудностей. Еще сложнее отыскать того, кто легко бы справлялся с повседневными вызовами. Для решения непростых ситуаций люди отдают немалые деньги за билеты на мастер-классы по саморазвитию и лидерству. Но мало кто из тех, что пошли на этот шаг, овладевают умением справиться с, казалось бы, неразрешимой житейской задачей. Статистика показывает, что только 20% достигают успеха. Но в Библии описан принцип, применяя который, каждый справится с ситуацией, которая на первый взгляд кажется непреодолимой.

Для этого предлагаем обратиться к книге Неемии. Еврейское государство в период с 597 по 539 год до Р. Хр. переживало непростые времена. Вавилонский царь Навуходоносор II в это время устраивает ряд политических акций против Израиля, после которых покоряет это царство и уводит часть граждан в плен. Спустя некоторое время в Вавилонской империи образуется еврейская диаспора, Иерусалим (столица Израиля) разрушен, а Храм Соломона (центр религиозного культа евреев) сожжен огнем.
Через два столетия (в 334 году до Р. Хр.) на исторической арене появляется еврей по имени Неемия, виночерпий у царя Артаксеркса I. Однажды он узнает, что восстановления Иерусалима, которое запустили ряд правителей (Дарий, Кир), приостановлен, и враги Израиля насмехаются над народом.
Отдать проблему Богу
Это стало причиной того, что Неемия описывает в первой главе книги, как расстроился и опечалился этой новостью. Это привело к тому, что Неемия в молитве обратился к Богу. Это подводит к первому принципу — трудную ситуацию важно отдать в руки Господа.
Взять на себя ответственность
Во время молитвы Неемия соглашается с тем, что еврейский народ сам виноват в проблемах, а также к этой вине причисляет себя и свою семью (Неем. 1:6). Из этого можно извлечь для себя второй принцип, что независимо от ситуации, ответственность за нее каждому важно взять на себя. Это признак сильной личности.
Напомнить Богу об обещании помочь
Третьем принципом является то, что Неемия напоминает Богу Его же слова и обещание помочь, указывая на то, что Господу важно быть верным собственному слову (Неем. 1:8-10). Таким образом, Неемия подчеркивает личное доверие Божественному авторитету и рассчитывает на Божье сотрудничество с собой.
Кратко обратиться к Богу в решающий момент
Далее Неемия предстает перед царем и последний отмечает странное поведение слуги (Неем. 2:2). Это становится решающим фактором, когда вопрос Неемии о переживании за судьбу еврейского народа вот-вот решится. В действиях виночерпий показывает четвертый принцип, выраженный в том, что Неемия мысленно обращается к Богу в момент разрешения проблемы (Неем. 2:4). Никому неизвестны слова этой молитвы. Но из контекста понятно, что эта молитва краткая, а значит конкретная и по существу. Таким образом, Неемия словно позволил Богу действовать в этот решающий для него момент. Тихон Задонский так описал особенность такой молитвы: «Молитва не в том только состоит, чтобы стоять и кланяться телом пред Богом и написанные молитвы читать, — можно и без этого в любое время и в любом месте умом и духом молиться. Можешь на ходу, во время еды, лежа, в пути, за трапезой сидя, дело делая, при людях и в уединении к Богу ум и сердце обращать и так милости и помощи у Него просить. Бог везде и в любом месте есть, и всегда двери к Нему открыты и подход к Нему прост, не так как к человеку; и везде и всегда по Своему человеколюбию Он готов нас слушать и нам помогать».
Необходимость планирования
Далее слуга тактично раскрывает перед царем причину переживаний и дает конкретные шаги, как эту проблему разрешить (Неем. 2:5-8). В этом видим пятый принцип. Помимо молитвы так же важно овладевать стратегическим планированием и искать выход из ситуации. Это поможет не только знать о чем молиться и просить Бога, но так же понимать, как действовать в критической ситуации. Джордж Вашингтон однажды отметил: «Когда нет плана работы, когда дела текут изо дня в день, тогда бизнес становится простым хаосом».
Отдать должное Богу
После того, как Неемия получает позитивное решение в, казалось бы, неразрешимой ситуации, он мог бы списать результат на собственную мудрость или удачное стечение обстоятельств. Но нет, Неемия открывает шестой принцип, когда отдает должное Богу и подчеркивает, что это исключительно Божья заслуга: «И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною» (Неем. 2:8).
Искать решение, в котором заинтересован Бог.
Но здесь важно отметить, что Неемия не пытался разрешить трудную ситуацию с выгодой для себя. Пророк переживал за судьбу народа и это также было интересом Бога. Апостол Иаков подчеркнул, что «про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3). Поэтому седьмой принцип заключается в том, что нужно неразрешимую ситуацию решать не в свете выгоды для себя, но искать такое решение, которое принесет пользу другим людям, и в котором будет заинтересован Господь.
Итак, пример Неемии показывает, что молитва — это не набор заученного текста. Это откровенный разговор с Богом с выявлением конкретной проблемы. За этим следует просьба, обращенная к Богу, чтобы Господь разрешил критическую ситуацию. Также пример Неемии показывает пользу напоминания Богу Его же обещаний помочь. Но молитва — это не магия. За молитвой нужно продолжение в виде нашего планирования. И уже тогда, когда ситуация должна непосредственно разрешиться, важно кратко позволить Богу действовать. А потом, придерживаясь плана и, заручившись поддержкой Господа, реализовать задуманное. Важно помнить, что ситуацию нельзя решать в контексте корыстолюбия, но искать прежде такого решения, в котором будет заинтересован Бог. В таком случае каждый в праве рассчитывать на успех. И пример Неемии показывает эффективность этого алгоритма действий.

далее
Хелловін - дитяча забава?