Почему Бог Ветхого завета такой жестокий?

Читая Библию, вдруг поняла, что ветхозаветный Бог предпочитал кровавую жертву растительной (жертвы Каина и Авеля), призывал людей к жестоким расправам над грешниками. Считал, что иудеи должны завоёвывать чужие земли и жестоко расправляться с побеждёнными. Бог приветствует рабство и продажу людей. Где же человеколюбие? Где поучения мудрости и всепрощения? Ведь Бог - Отец всех!

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе постепенно.
После того, как Адам и Ева согрешили, их ожидала одна участь – смерть (Римлянам 6:23). Потому что Бог свят и ничто греховное или несовершенное не может существовать рядом с Ним. А так как грех стал частью человека, то Бог вынужден был бы со грехом уничтожить и самих людей. Но еще до сотворения нашего мира Бог предвидел грехопадение и разработал план: Он Его Сын, Иисус Христос, возьмет на Себя грех человека. Таким образом человечество сможет жить на земле, но Иисус уже до творения стал жертвой за нас (Откровение 13:8).
Но Иисус придет в роли жертвы в определенное время спустя тысячи лет после изгнания Адама и Евы и рая. И чтобы рассказать людям о плане спасения, Бог использовал символ будущей смерти Иисуса за человечество – агнец (либо другое чистое животное). Так как без «…пролития крови не бывает прощения…» (Евреям 9:22). И совершая жертвоприношение, человек мог наочно увидеть, что вместо него за его грех умирает невинное животное, чтобы он продолжал жить. А в будущем за него умрет Сам Господь, взяв на себя нашу вину. Поэтому было принципиальным принесение в жертву животного с пролитием крови.
А касательно Каина и Авеля, проблема намного глубже чем жертва: послушание Богу. Адам и Ева также думали, что съесть один плод – дело слишком незначительное, чтобы за этим последовали какие-то серьезные последствия. Каин решил, что сам может решать, какую жертву принести Богу, каким образом исполнять Его волю. В отличии от него Авель исполнял Божью волю, причем так, как Он заповедал.
Завоевание Ханаана также вопрос не совсем простой. Господь ответил на этот вопрос еще Авраму: «…но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Бытие 15:14-16). Мы часто сосредотачиваемся не на том, что Библия хочет нам сказать. Заметьте, что Бог сказал Аврааму о том, что мера беззаконий жителей Ханаана еще не наполнилась. То есть, 400 лет, на протяжении которых израильтяне были в Египте, по сути, были временем благодати для египтян и хананеев. И каждый из этих народов мог покаяться и присоединится к избранному Божьему народу. Но они отвергли Божью милость. И завоевание евреями Ханаана было ничем иным, как совершением Божьего суда над непокаявшимися людьми, которые все больше погружались в грехи и беззакония.
Наконец, вопрос о рабстве. Да, действительно, Бог разрешил Своему народу иметь рабов, но, это не были отношения рабства, как мы их себе представляем. Вспомним, хотя бы, раба Авраама, которого патриарх настолько ценил и уважал, что доверил выбрать жену для Исаака, сына своего (Бытие 24:2,3).
Во-первых, Бог сказал, что в субботу даже рабы должны отдыхать (Второзаконие 5:12-15). Во-вторых, в Израиле Бог установил юбилейные годы, когда рабов нужно нужно было отпустить, отдать арендованные земли тем, кому они принадлежали (Левит 25:37-43). Рабы же из других народов могли быть постоянно, без права освобождения, но даже с ними евреи не должны были обходиться жестоко и несправедливо, так как представляли характер своего Бога.
Таким образом, во всех этих вопросах, которые кажутся противоречивыми, мы видим удивительные Божьи справедливость и милость.
Бакалаврант практического богословия Владислав Берецки

далее
Основні ідеї адвентистського вчення