В октябре СМИ сообщили, что Министерство культуры Украины прекращает закупку животных для государственных цирков. Это стало одной из побед движения за права животных, ведь активисты зоозащитных организаций выступают против того эксплуатации, которую испытывают животные в цирках. Требования этих активистов находят поддержку среди многих неравнодушных украинский, а в мире уже около пятидесяти стран отказались от цирков с животными.
Поскольку вопрос цирков является частью более широкой темы защиты животных, рассмотрим, что Церковь адвентистов седьмого дня говорит о защите животных.Одно из базовых учений Церкви - это вера в буквальное сотворение мира Богом и призыв уважать Творца, который дает дыхание жизни всему живому. Первый и наиболее авторитетный для христиан источник, который призывает относиться с милосердием и любовью и к животным, а не только к людям, это Библия. Вот лишь некоторые тексты по этой теме: «Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним.» (Исх. 23: 5). «Не заграждай рта волу, когда он молотит.» (Втор. 25: 4). «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч. 12:10).Эллен Уайт, одна из основателей адвентистской церкви, в книге «Патриархи и пророки», комментируя жестокое избиение пророком Валаамом своей ослицы, писала: «Страдания и смерть стали уделом не только человеческого рода, но и животных. Поэтому человек должен стремиться облегчить, а не увеличить бремя страданий, которые легли на все творение Божие в результате его грехопадения. Тот, кто мучает животных потому, что они находятся в его власти, - тиран и трус. Склонность причинять боль своим близким или животным содержит в себе нечто сатанинское. ... Этот грех будет записан, и грядет тот день, когда всем, кто плохо обращается с Божьим творением, будет вынесен приговор».«Все существа - это Божье дело и заслуживают на защиту человечества», - подчеркивается в документе, содержащем позицию адвентистов по отношению к животным «Seventh-day Adventist Church General Information» на сайте «The Human Society of the United States». В этом тексте-обзоре говорится также о том, что простой здоровый образ жизни и вегетарианство, которому отдают предпочтение адвентисты, также является фактором лишения животных лишних страданий. Кроме того, в одной из десяти заповедей - заповеди о субботе - упомянутые также домашние животные, которые должны отдыхать в святой день вместе с людьми. Итак, «соблюдение субботы подчеркивает важность нашей интеграции в общую среду», - констатирует документ.Автор статьи в христианском блоге «UNashamed» «Animal Rights: An Adventist's Stand» заключает: «Хотя это не так широко известно, как усилия церкви в области прав человека, Церковь адвентистов седьмого дня имеет длинную историю сторонников справедливого обращения с животными...Когда обсуждается тема прав животных, я слышал, как некоторые люди выражают мысль: "Злоупотребление животными огорчает, но люди ежедневно гибнут. Что важнее? Очевидно, люди". Вот мой ответ на такие комментарии: обращение с животными и обращение с людьми связаны».Известны примеры участия адвентистов в движении по защите прав животных. Издание Всемирной церкви адвентистов седьмого дня "Adventist Review» сообщало о лидере Партии защиты животных в палате представителей Нидерландов Мэриэнн Тим, которая является адвентисткой седьмого дня. В интервью Adventist Review Мэриэнн Тим рассказала, что считает Эллен Уайт «активисткой по защите прав животных».Не обходят эту тему и «Основы социального учения Церкви АСД в Украине». В частности, они говорит: «...случаи Божьей милости к Его творениям в ветхозаветные времена указывали на будущую спасительную жертву Христа, имеет не только общечеловеческий, но и вселенский, биосферный масштаб. Через Христа каждый человек может примириться с Творцом, и с совестью, и с другими людьми, и с животными, и со всем окружающей средой, "потому что Бог во Христе примирил с Собою мир"»(2 Кор. 5:19).«Основы социального учения» называют грехом охоту ради развлечения, а также осуждают другие виды развлечений, связанные с причинением страданий живым существам. «Соблюдение норм экологической этики - результат внутреннего преобразования личности, освящение характера и принятия Бога как Творца всего живого», - отмечает документ.Сделаем вывод: использование животных в цирках, что, безусловно, является развлечением, может считаться нарушением экологической этики именно в той мере, в какой эти животные страдают из-за жестоких, насильственных методов дрессировки или несоответствующих их потребностям условия содержания.Следует сказать, что некоторые христиане сегодня воспринимают акции движения за права животных как часть лево-либеральных инициатив за права меньшинств, в будущем могут перерастать в радикальные действия, когда малейшее подозрение в нарушении прав меньшинства приведет к неоправданным расправ над людьми и негативно скажется на свободе и демократии. О случаях так называемого «экологического терроризма» иногда сообщают СМИ, и автор этих строк тоже однажды столкнулся с религиозным фанатиком, который угрожал ему убийством, хотя при этом, будучи вегетарианцем, осуждал убийство любых живых существ ради пищи. На это можно сказать лишь то, что фанатизм в любой форме является неприемлемым, любую хорошую инициативу можно исказить, так же, как история знает случаи искаженного христианства. Однако это не означает, что не следует защищать животных или придерживаться экологической этики, которая должна строиться на христианских принципах.Поэтому в целом вышеприведенные принципы, которые исповедует Церковь адвентистов седьмого дня, достаточно широки и касаются не только цирков, но и любых явлений или практик, связанных с использованием животных и обращением с ними, как с дикими, так и домашними .Заботясь о благополучии людей, адвентисты седьмого дня будут приветствовать также и те инициативы, которые помогут уменьшить страдания всего живого в этом мире и согласуются с милосердным отношением Творца к Своему творению.Подготовил Игнат Меренков