Творчество также было — Адам использовал свои творческие способности, когда давал имена животным, также его высказывание о «жене, взятой от мужа», исследователи Библии рассматривают как образец первой поэзии. На брак и рождение детей Бог благословил первую чету, когда еще не было никакого греха и смерти. Из Священного Писания мы видим, что Бог не задумал для человека разделение на жизнь «по эту сторону» и потустороннюю, ведь он создал человека как целостность физического и духовного: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фессалоникийцам 5:23).
Именно такое совершенство и было задумано Творцом, и оно было бы реализовано в счастливой жизни бессмертных людей (это вполне по силам Создателю!), если бы не грех, который уничтожил полноценность как в духовной, так и в физической сфере человека. Не грехопадение позволило сделать реальную жизнь полноценной, наоборот — грехопадение отодвинуло идеал в сферу мечты, в сферу желаемого, но невыполнимого.
Так что же такое грех? Это непослушание Богу, из-за которого человек теряет доступ к Божественной энергии, лишается святого общения. Людей, которые согрешили, изгнали из рая не потому, что Богу так просто захотелось. Нет, это решение было продиктовано тем, что человек стал опасен для своего окружения, для вселенной.
Мы видим, что способность познавать и творить Господь вложил в людей с самого начала, эти способности ни в коем случае не являются следствием грехопадения. Но грех искажает эти способности, направляет их на ложные цели, поэтому опасность — именно в том, как грешный человек использует данные ему Творцом дары.
Те, кто верит в грехопадение, запланированное Богом, или «зло, совершающее благо» (согласно идее, вынесенной в эпиграф к булгаковскому «Мастеру и Маргарите») вынуждены признать, что даже самые ужасные войны с огромным количеством преступлений и жертв совершаются на благо человечества, якобы ради его развития. Но Библия говорит: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8). Очевидно, войны и убийства исходят отнюдь не из любви, а из ее отсутствия. Там, где замышляют и разжигают войну, Бога нет. Не абсурдно ли считать, что для развития человечества нужно «не знать» Бога? Не в Нем ли одном — настоящий двигатель идеального развития? Представьте себе, как далеко вперед шагнуло бы развитие, если бы не было тех агрессивных и уродливых явлений, которые его тормозят.