Второе пришествие Христа: не слишком ли долго ждать?

Традиционно многие христианские церкви исповедуют веру во Второе пришествие Христа, которое, согласно пророчествам, должно произойти в «последнее время». В отношении того, какое именно время считать «последним», были разные трактовки, но все же Второе пришествие, как и Первое, большинством христиан мыслилось буквально.

И действительно, иначе библейские тексты, такие как 24 глава Евангелия Матфея, трудно интерпретировать: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Матфея 24:29-31). Буквальное понимание прекрасно согласуется с другими отрывками, например, со словами апостола Павла, который утешает утративших своих близких, говоря как бы от лица тех, кто доживет до Второго пришествия: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1 Фессалоникийцам 4:15-16). Есть и другие подобные отрывки.
Однако есть и такие христиане, которые отвергают саму идею буквального Второго пришествия Христа, мотивируя это тем, что церкви ожидали этого события слишком долго, а оно до сих пор не сбылось. И тогда возникает альтернативная идея: а что если никакого пришествия Спасителя и не должно быть кроме того, которое происходит в душе верующего здесь и сейчас? И тогда традиционное понимание библейских слов критикуется как слишком грубое, отодвигающее духовную реальность в будущее – в противовес духовной реальности настоящего, которую нечего ожидать, а надо просто в нее войти или стать этой реальностью самому.
Действительно ли тот факт, что Второе пришествие Христа еще не состоялось, можно считать веской причиной отвергнуть само учение о буквальном пришествии Спасителя?
В первую очередь, заметим, что такое учение основано на библейских пророчествах. А они имеют свойство сбываться не тогда, когда нам хочется, а тогда, когда настает для этого время.

Бог руководит всемирной историей. Поэтому никакое пророчество и не должно сбываться по нашему желанию, ведь не мы определяем ход всемирной истории.

Напрашивается вполне уместная аналогия с Первым пришествием Иисуса Христа. Оно было предсказано? Да. Приход Спасителя был обещан еще первым людям сразу после их падения, на что указывает текст Бытие 3:15 (см. также Бытие 22:18 и Галатам 3:16). Когда оно сбылось? Примерно через четыре тысячи лет после создания мира, если верить библейской хронологии. А мы живем в конце двух тысяч лет после Первого пришествия, и рассуждаем о том, что слишком долго все тянется? Не так ли рассуждали многие иудеи во времена Первого пришествия, из-за чего те, кто зациклился на человеческой мудрости, реального Христа не приняли. А вот те, кто ожидал, кто надеялся, кто верил, что Бог исполнит обещанное, кто желал вмешательства Бога в ход истории — те и приняли воссиявший для них спасительный свет, откликнулись на него (достаточно вспомнить пастухов в поле, которым явились ангелы и сообщили о рождении Мессии, волхвов с востока, шедших за звездой, Симеона, ожидающего увидеть Мессию своими глазами, Захарию с Елизаветой, от которых родился Иоанн Креститель).

Итак, если Христос — не чья-то фантазия, не некая бесплотная идея, а историческая Личность, то ожидание Его Пришествия имело смысл и, как мы видим из Евангелий, было вознаграждено.
Ведь там, где человек идет к своей цели годами или десятилетиями, Творец мира может воплощать (нравится нам это или нет), тысячелетние (и более) перспективы.

И это лишь поначалу кажется, что такое время тянется бесконечно, а когда предсказанный момент настает, это же самое время сокращается до дней, часов, а может быть, и минут.

Как учит Писание, люди, проявляющие неверие в то, что обещал Сам Христос, окажутся неготовыми встретить Его, когда пророчество начнет исполняться. Чтобы быть готовым, конечно, нужно жить со Христом уже сейчас. Но разве можно жить с Ним, не веруя тому, что Он Сам предсказывает? Вспомним апостола Петра. Он тоже, как кажется, отстаивал идею «жить со Христом здесь и сейчас», хотел даже на горе Преображения построить кущи для такой жизни (Евангелие от Марка 9:2-10), и в ответ на пророчество Христа о распятии говорил: «нет-нет», «да не будет этого с Тобою!» (Евангелие от Матфея 16:22). Восклицание Петра как бы подразумевало: зачем нам будущее, если нам так хорошо в настоящем! Однако в итоге Петр оказался не готов к тому моменту, когда Христос, как и предсказывал, взошел на крест.

Эта, и подобные им истории учат, что не верить библейским пророчествам, или трактовать их исключительно в переносном смысле — это серьезная ошибка, последствия которой не приблизят нас ко Христу, а только отдалят.

Потом, после своего покаяния, после воскресения и вознесения Христа тот же апостол Петр убеждал верующих ни при каких обстоятельствах не разочаровываться в ожидании Второго пришествия: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: “где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же”. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Петра 3:3-7).

Игнат Меренков

далее
Чому Бог Старого заповіту такий жорстокий?