Традиционно многие христианские церкви исповедуют веру во Второе пришествие Христа, которое, согласно пророчествам, должно произойти в «последнее время». В отношении того, какое именно время считать «последним», были разные трактовки, но все же Второе пришествие, как и Первое, большинством христиан мыслилось буквально.
И действительно, иначе библейские тексты, такие как 24 глава Евангелия Матфея, трудно интерпретировать: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Матфея 24:29-31). Буквальное понимание прекрасно согласуется с другими отрывками, например, со словами апостола Павла, который утешает утративших своих близких, говоря как бы от лица тех, кто доживет до Второго пришествия: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1 Фессалоникийцам 4:15-16). Есть и другие подобные отрывки. Однако есть и такие христиане, которые отвергают саму идею буквального Второго пришествия Христа, мотивируя это тем, что церкви ожидали этого события слишком долго, а оно до сих пор не сбылось. И тогда возникает альтернативная идея: а что если никакого пришествия Спасителя и не должно быть кроме того, которое происходит в душе верующего здесь и сейчас? И тогда традиционное понимание библейских слов критикуется как слишком грубое, отодвигающее духовную реальность в будущее – в противовес духовной реальности настоящего, которую нечего ожидать, а надо просто в нее войти или стать этой реальностью самому. Действительно ли тот факт, что Второе пришествие Христа еще не состоялось, можно считать веской причиной отвергнуть само учение о буквальном пришествии Спасителя? В первую очередь, заметим, что такое учение основано на библейских пророчествах. А они имеют свойство сбываться не тогда, когда нам хочется, а тогда, когда настает для этого время.