Услышьте в Библии голос Бога. Тогда она станет самой ценной книгой!

Феликс Понятовский, проректор Украинского гуманитарного института и Украинского адвентистского теологического института, преподаватель Ветхого Завета и древнееврейского языка. 

В чем вы больше специализируетесь в Ветхом Завете?

Я на Филиппинах получил степень по Ветхому Завету. Писал диссертацию по Пятикнижию. Мне очень нравится эта тема, люблю в ней разбираться. Тем более, что Пятикнижие – это основа основ. Без его понимания сложно ориентироваться в Библии и в библейской литературе. 

Другая любимая сфера – Пророческие книги. Люблю изучать пророков, особенности их жизни и служения. Мне кажется, Пророческие книги Ветхого Завета неоправданно забыты. Их не часто читают и цитируют. А Малые пророки вообще находятся на окраине библейских исследований. И мне кажется, что это неправильно. Любая часть Библии богодухновенна и содержит истину. Понимание Библии связано с пониманием Бога. 

Какие существуют современные методы исследования Пятикнижия? 

В конце ХІХ, начале ХХ веков наиболее популярными методами в богословии были историко-критический метод и метод анализа форм. Они преобладали во всех библейских исследованиях. Данные методы можно охарактеризовать как диахронические. Их цель – проследить, как библейский текст развивался во времени и в конце концов приобрел свою окончательную форму. Другими словами – проследить эволюцию текста. 

Главные предпосылки, которыми пользуются представители этого метода – это сомнение в историчности текста. Как правило, авторство библейских текстов приписывалось не тем личностям, о которых говорит Библия. Осуществлялись попытки найти, кто же на самом деле стоит за созданием библейских книг. Например, считалось, что Пятикнижие было написано не Моисеем, а неизвестными авторами, труды которых впоследствии были собраны вместе в одну книгу опять же неизвестным редактором. 

Такие подходы царствовали в богословии достаточно долго. В какой-то степени данный подход жив и сегодня. В настоящее время нет консенсуса между исследователями по поводу происхождения Пятикнижия. Многие авторы предлагают различные варианты возникновения первых пяти книг Библии и того, как они обрели свою окончательную форму. Один английский ученый сказал, что сегодня, как никогда раньше, нет единого мнения по поводу происхождения Пятикнижия. 

Все это – критический подход к происхождению и анализу авторства Пятикнижия. Но, конечно же, наряду с ним всегда существовал и консервативный подход. Согласно ему, автором Пятикнижья был Моисей, как об этом говорят Ветхий и Новый Заветы. В разные периоды жизни Моисей писал свои книги. Они дошли до нас практически неизмененные. 

Критическим поворотом в истории библейского критицизма явилась речь Президента Общества исследования библейского литературы, Джеймса Муйленбурга, произнесенная ним в 1968 году на ежегодном собрании общества. Муйленбург призвал ученых, исследователей Библии, обращать внимание не столько на исследование эволюции текста, сколько на литературные особенности текста. 

Это положило начало новому направлению в библейских исследованиях, так называемому риторическому критицизму. Суть данного метода заключается в том, что теперь акцент делается не на истории происхождения и развития текста, а на его риторических особенностях. 

Этот подход был вызван тем, что критические методы исследования Библии пережили кризис. Многие ученые поняли, что с помощью этих методов нельзя понять текст. 

Сегодня в мире очень много представителей обоих направлений. Становится все больше ученых, которые пытаются анализировать текст с точки зрения синхронистического подхода (т.е. текст не развивался, а был написан в какой-то момент времени).

Кроме риторического критицизма появились также канонический критицизм, литературный критицизм, нарративный анализ и многие другие методы, которые разделяют похожие убеждения.

Что делать, если, читая Библию, сталкиваемся с трудными вопросами, которые бросают тень на целостность Писания? Как тогда не сомневаться, что Библия – Слово Божье?

Наверное, на протяжении всей истории человечества Слово Божие ставилось под сомнение. Были люди, которые его отвергали или не доверяли ему. Конечно, при чтении Библии очень часто могут возникать вопросы. Особенно, если человек сталкивается с какими-то кажущимися противоречиями.

Но я заметил одну важную деталь. Очень часто люди не верят Библии не потому, что заметили в ней какое-то противоречие, а потому, что Библия порицает их грехи. Таким образом, критикуя Библию, они оправдывают себя и пытаются заглушить тот голос совести, который взывает к ним через слова Священного Писания. 

Мне вспоминается рассказ из одного интервью Антония Сурожского. Его спросили о причинах неверия, и он рассказал историю одного своего знакомого-атеиста. Его знакомому, когда он был еще совсем мальчиком, родители давали деньги для пожертвования в церкви. 

Однажды, он проходил мимо какого-то магазина и увидел дорогую игрушку, которую захотел купить. Тогда у него возник план: а что, если не отдавать деньги в церковь, а собирать их, чтобы купить игрушку. И он так и стал делать. 

Позже он проходил мимо слепого нищего, который просил милостыню. Мальчик подумал, что, если он возьмет деньги из шляпы нищего, то сможет насобирать на игрушку быстрее. 

Прошло много лет, и этот человек стал атеистом. Наверное, ему так было намного проще заглушить укоры совести, которые, безусловно, волновали его в начале.

Лично для меня самым веским доказательством богодухновенности и целостности Библии является ее гармоничность. Когда, например, в одной книге или даже в разных книгах я вижу, как развивается одна тема, как она перекликается с другой, как они переплетаются и образуют нечто очень красивое. Или как небольшие детали, объединяясь вместе, формируют какую-то идею. Тогда понимаю, что простой человек так написать просто не мог. Но это можно увидеть только тогда, когда ты Библию серьезно изучаешь.

Священное Писание можно сравнить с музыкальным шедевром, с симфонией, где все голоса сливаются в один красивый аккорд. 

А еще для меня большим доводом в пользу богодухновенности Библии является ее неисчерпаемость. Каждый раз, когда я читаю какой-то отрывок, он может мне открываться по-новому, давать надежду и подкреплять в минуту печали, растерянности, депрессии. Ни одна другая книга не может этого сделать. 

Библия – это голос Самого Бога. Через нее Господь обращается к каждому из нас. А слышать голос Бога – это самое главное в нашей жизни.

Мне очень нравится одно высказывание, которое я услышал очень давно. Кто-то сказал: «Чтобы полюбить какую-то книгу, ее нужно сначала прочитать, а, чтобы прочитать Библию – ее нужно сначала полюбить». 

Поэтому я всем советую откинуть любую критику и предубеждения по поводу Библии, и послушать, как она говорит с каждым. 

Услышьте в ней голос Самого Бога. Тогда она станет для вас самой ценной книгой на земле!

Вопросы – Михаил Варенов
далее
Молитва - спілкування з Богом