Благословения для праведных: земные или небесные?

В современном христианстве есть разные точки зрения на материальный достаток, успех в обществе и на то, считать ли такое положение благословением или проклятием. Исторически многие монашеские ордена практиковали строгий аскетизм и нищенствование. Есть и противоположное этим практикам так называемое «богословие процветания», согласно которому верный Богу человек обязан иметь достаток и успех во всех «земных» делах. Подобная разница позиций породила и третью точку зрения, согласно которой Ветхий Завет якобы противоречит Новому, т.к. в Ветхом достаточно много говорится о «земном» благословении праведника, а в Новом больше говорится о страданиях, необходимости самоотречения и «небесном сокровище».

Достаточно вспомнить следующие тексты. Ветхий Завет: «И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле… и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы. Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять» (Второзаконие 28:11-13).
Новый Завет: «Трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Евангелие от Матфея 19:23-24). «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матфея 6:19-21).
Действительно ли в Новом Завете все изменилось? Или, может быть, Ветхий Завет воспитывал не вполне духовно зрелых людей, которым до настоящей — «отрекающейся от земных благ» праведности было далеко?
Если мы внимательно рассмотрим жизнь праведников в Библии, а также то, что именно и на каких условиях Бог обещал Своему избранному народу, то заметим, что дело вовсе не в противоречии между Ветхим и Новым заветами.

Как мы увидим, даже в Ветхом Завете далеко не всегда праведники благоденствовали. Даже у самых успешных из них были периоды страданий и серьезнейших испытаний.

Самый праведный в свое время Иов потерял в один момент не только все свои богатства, но и семью, а также здоровье и статус в обществе. Аврааму, который имел множество скота и слуг, было повелено принести своего сына Исаака в жертву. Хотя эту жертву Бог заменил на животное, но нетрудно догадаться, что в тот момент Авраам предпочел бы лишиться всех своих богатств, лишь бы только Исаак остался жив. Иаков очень тяжело трудился, зарабатывая свое состояние. Иосиф, прежде чем стать вторым после фараона в Египте, прошел унижение, рабство и даже тюрьму. Моисей добровольно отрекся от всей славы египетского престола и предпочел страдать с народом Божьим, о чем упоминается и в Новом Завете. Давид, хотя и был помазан на царство, но вынужден был скитаться, его жизнь множество раз была в опасности. Не говоря уже о пророках, многих из которых притесняли и даже убивали собственные же отступившие от Бога цари.

Как видим, Иоанн Креститель — пророк Нового Завета — был далеко не первым праведником, который вместо благоденствия испытал страдание и был несправедливо казнен. Где же те «молоко и мед», которые обещал Бог израильтянам в Ветхом Завете?

Читая истории народа Божьего, мы видим, что проблема не в Боге, не в Его обещаниях. Но в самом народе Божьем, которому было предложено нечто, с чем он в свое время не справился.

Поэтому Богу пришлось некоторые обстоятельства изменять, и они менялись поэтапно еще задолго до Нового Завета. Рассматривая обещания Бога о благословении верных, следует понимать: у Бога был свой план относительно народа Божьего среди других народов. Если бы избранный народ исполнил волю Божью, то Бог бы обязательно благословил его как целый народ и поставил бы его в пример всем народам, и тут земные блага, «молочные реки с медовыми берегами» также сыграли бы свою роль. И действительно, что-то подобное мы на короткий момент видим при Соломоне, мудрость и слава которого заинтересовала окрестные народы.

Но благоденствие хорошо для тех, кто умеет правильно им распоряжаться. Чем больше и полнее чаша, тем труднее ее держать в руке, не расплескав. И мы видим, что неоднократно израильтяне не могли удерживать эту чашу, периодически отступали от Бога. Сам же Соломон, впоследствии впавший в идолопоклонство — тому пример. Поэтому обетования о земном благоденствии целого народа и не могли исполниться полностью, т.к. не были соблюдены условия Завета. В итоге Бог, пытаясь спасти людей, отнял у израильтян государственность, рассеял народ.

В этом допущенном кризисе люди должны были осознать: нельзя надеяться на человеческое царство и благоденствие, а нужно надеяться только на Бога.

План Всевышнего всегда самый лучший, но когда люди не принимают его, то Бог как бы «выключает» план А и вводит в действие план Б.

Из Библии мы в обоих заветах видим, что когда страдает весь народ, то и праведник страдает вместе с ним (в этом — символ: ведь и Сын Божий, будучи праведен, пострадал вместе с человечеством). Когда пришел Христос, ситуация с отступлением в народе Божьем была настолько глубока, что давать народу благоденствие — это означало бы укрепить людей в их эгоизме, в их гордыне. Поэтому Христос всеми силами подчеркивал, что Его Царство — не от мира сего, и ученикам придется быть гонимыми и страдать.
Мы можем лишь предполагать, какие бы благословения пережил народ Божий, если бы изначально со времен Ветхого Завета люди всегда соблюдали волю Господа. Без испытаний, конечно, все равно не обошлось бы, но многих напрасных страданий, там, где люди сами себе навредили, точно удалось бы избежать. Многое было бы по-другому.
Но и в том, как могло бы быть, и в том, как потом исторически сложилось, видна любовь Всевышнего к людям, к каждому из нас. Это не значит, что христианам нельзя быть материально состоятельными.

Но проводя нас через кризисы, Творец пробуждает нашу совесть, формирует наш характер.

А человек с правильным характером, правильным отношением к благословению (в т. ч. и земному благоденствию) может сказать вместе с апостолом Павлом: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке (Послание к Филиппийцам 4:12). К такому пониманию приходили в итоге как ветхозаветные, так и новозаветные праведники.

А что же мы? Вспоминая повеление Христа: «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем» (Мф. 6:34), не чувствуем ли мы, что такой подход к жизни противоречит всему нашему естеству?
Это вопрос доверия Богу. Часто нам кажется, что все зависит только от нас. И мы строим далеко идущие планы, забывая добавить: «если угодно будет Господу» (Послание Иакова 4:15).
Игнат Меренков
Иллюстрация: Йожеф Молнар, «Переселение Авраама»

Иллюстрация: Йожеф Молнар, «Переселение Авраама»
далее
Як молитися про сім'ю?